Характеристика земельного участка

Время на прочтение статьи = 35 минут

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Пожалуй, многие из вас имеют в собственности земельные участки, а те, кто не имеет, желают их приобрести. Перед покупкой такого объекта недвижимости необходимо внимательно изучить характеристики земельного участка — иначе вас может ждать множество сюрпризов, приятных и не очень.

О том, какими характеристиками обладает земельный участок, а также об особенностях его кадастрового учета, читайте в следующей статье.

Содержание

Понятие земельного участка и его основные характеристики

Понятие земельного участка является центральным в земельном законодательстве. За рубежом (США, Англия, Швеция и т.д.) под земельным участком понимается конус с вершиной в центре Земли, сечением в земной коре по границе участка и основанием, уходящим вверх. Все, что находится в конусе: недра, полезные ископаемые, здания, постройки, инженерные коммуникации, относится к земельному участку. В России пока нет аналогичного обобщенного законодательного определения земельного участка.

Характеристика земельного участка, как объекта недвижимости

земельного участка
Понятие земельного участка является центральным в земельном законодательстве

Земельный участок – это часть недвижимости в виде участка территории, определенного в юридическом описании (место положения, границы, площадь и т.д.).

Земельный участок относится к объектам недвижимости и может стать предметом различных сделок.

К правовому статусу земельного участка можно отнести целевое назначение, разрешенное использование и форму законного владения.

Земельные участки города – это часть земель, имеющих определенный юридический статус, границы и конкретное функциональное назначение, используется в интересах города.

Функциональное использование земельного участка – это порядок формы эксплуатации земли для различных хозяйственных целей.

Согласно Земельному кодексу РФ все земли подразделяют на категории. Для каждой из них предусмотрен свой правовой режим и разрешенное использование.

В РФ определены следующие категории земель:

  • сельскохозяйственного назначения;
  • поселений;
  • промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения;
  • особо охраняемых природных территорий и объектов;
  • лесного фонда;
  • водного фонда;
  • запаса.

Земли, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности, целевого назначения и разрешенного использования подлежат государственному кадастровому учету. В настоящее время юридически действителен учет, проводившийся в России до вступления в силу Закона «О государственном земельном кадастре». Моментом возникновения или прекращения существования земельного участка как объекта кадастрового учета считают дату внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель – основной документ земельного кадастра. Он содержит такие сведения, как:

  • кадастровые номера;
  • местоположение (адрес);
  • площадь;
  • категория земель и их разрешенное использование;
  • описание границ участков, их отдельных частей;
  • зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения);
  • экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю;
  • качественные характеристики, в том числе показатели плодородия для отдельных категорий земель;
  • наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с участками.

Описание земельного участка

Рассматриваемый мной земельный участок находится в муниципальной собственности города Братска, в центральном районе кадастрового квартала 38:34:014101. Данный земельный участок находится в 17 микрорайоне на пересечении улиц Советской и Энгельса в селитебной зоне.

Улица Советская является центральной улицей города Братска. Здесь сосредоточенно большое количество жилых комплексов и объектов обслуживания населения, таких как: обособленные торговые группы, непосредственно привязанные к жилым домам, к ним относятся продуктовые магазины, бутики, аптеки, так же имеются кафе, салоны красоты, магазин ювелирных изделий, мини-рынок и многое другое.

Улица Энгельса, пересекая улицу Советскую, разграничивает селитебную зону и рекреационную. Рекреационную зону составляют: лесной массив и побережье Братского водохранилища. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что данный земельный участок удачно расположен на территории города, он соседствует как с зоной проживания и массового скопления объектов, посещаемых населением города, так и с зоной отдыха, прилегающей к данному району, что, несомненно, очень удобно.

Ландшафтные характеристики рассматриваемого участка не имеют выраженных недостатков. Он находится в одной плоскости с проезжей частью, незначительно возвышаясь над дорогой по улице Энгельса, учитывая особенности и неровности рельефа данной местности, это не считается большим недостатком.

Однако, существует ярко выраженный минус в транспортной доступности. Несмотря на то, что по улице Советской ходят автобусы трех маршрутов 40,45,52, возникает трудность сообщения данного района с другими районами города, так как время ожидания транспорта составляет 10–15 минут. Для относительно небольшого города это большой показатель.

Требуется ввести новые единицы общественного транспорта, либо участить движение данных маршрутов для того, чтобы время ожидания составляло 5–7 минут. Таким образом улучшиться транспортная доступность в данном районе.

Кадастровый учет объектов недвижимости: что это такое и зачем он нужен

Кадастровый учет
Кадастровый учет земельных участков и любой другой недвижимости необходим для того, чтобы закрепить право собственности

Кадастровый учет земельных участков и любой другой недвижимости необходим для того, чтобы закрепить право собственности. Если данные о недвижимости внесены в кадастр, государство выступает в роли свидетеля, подтверждающего права на объект и его расположение. Кроме того, кадастровый учет земельных участков необходим для определения размера земельного налога.

Постановка на кадастровый учет — первый шаг государственной регистрации права на объект недвижимости. В результате учета владелец недвижимости получает кадастровый паспорт на объект, с которым может идти в регистрирующий орган за получением свидетельства о государственной регистрации права. В рамках кадастрового учета существует несколько типов процедур:

  • Постановка на учет. Любые сделки с недвижимостью без свидетельства о госрегистрации права невозможны, а для оформления этого свидетельства необходим кадастровый паспорт. Если у вас нет свидетельства о государственной регистрации права, то вам сначала в любом случае придется поставить имущество на кадастровый учет.
  • Снятие с учета. Снять недвижимость с учета необходимо после ее разрушения (например, если дом снесли или он был разрушен стихийным бедствием).
  • Внесение изменений. Любые изменения в характеристиках объекта недвижимости должны быть отражены в кадастровом паспорте. Внесение изменений необходимо после каких-либо структурных изменений на участке, в доме или квартире.
  • Перепланировка, пристройка еще одного этажа к дачному коттеджу, изменения границ участка — все это требует внесения изменений.

Кстати Законодательство РФ не указывает конкретный срок действия кадастрового паспорта. Этот документ считается актуальным до тех пор, пока внесенные в него данные соответствуют действительности.

Кадастровая выписка о земельном участке

Кадастровая выписка о земельном участке
Существует несколько форм кадастровой выписки, выдаваемой о земельном участке, которые отличаются друг от друга

Существует несколько форм кадастровой выписки, выдаваемой о земельном участке, которые отличаются друг от друга. КВ1 содержит информацию о том, какая кадастровая стоимость определённого участка, а также общие сведения, такие, как номер участка, его адрес, определение категории земель, их площадь, ведомости о разрешённом использовании и владельце. КВ2 содержит информацию о том, в каких границах существует рассматриваемый земельный участок; обязательно указываются поворотные точки. КВ3 содержит информацию о том, в каких частях существует земельный участок и есть ли на них ограничения. КВ4 содержит графическую информацию, характеризующую части землевладения, уточняющую его поворотные точки и границы. КВ5 подаёт сведения о дирекционных углах, о длине линий границ участка и кадастровых номерах соседних земель.

КВ6 содержит информацию о координатах, по которым размещены поворотные точки участка, и способах, которыми они были закреплены. Без кадастровой выписки о вашем земельном участке под пунктами КВ1-КВ6 невозможно выполнение основных кадастровых работ, направленных на раздел или объединение участков.

Основные характеристики земельных участков ( какие участки подходят для строительства жилого дома)

Однако не каждый земельный участок подходит для строительства жилого дома. Существуют некоторые правила, которые помогут сделать правильный выбор. Рассмотрим их подробнее.   Далеко не каждый участок земли предназначен для законного возведения домовладения и последующей прописки в нем. Основное, что следует учитывать при покупке земельного надела под индивидуальное строительство — это его категорию (целевое назначение) и вид разрешенного использования.

Этапы процедуры и необходимые документы

Вы не можете самостоятельно подготовить план участка, дома и квартиры — этим занимаются кадастровые инженеры, имеющие соответствующую аккредитацию. Они также оформляют акт согласования местоположения границ участка с владельцами смежных земельных участков. Особенности постановки на учет Объекты, которые подлежат постановке на кадастровый учет, делятся на 2 группы:

  • Ранее учтенные — те, которым присвоен условный номер и на которые уже составлена регистрационная запись о праве собственности.
  • Образованные или вновь созданные — те, на которые право собственности еще не зарегистрировано. Постановка на кадастровый учет начинается с того, что собственник подает заявление в Росреестр.

Помимо заявления установленного образца, в зависимости от особенностей недвижимости могут потребоваться: копии документов, подтверждающие право собственности; технический план помещения или здания; межевой план (если на учет ставятся земельные участки); копии документов, подтверждающие принадлежность участка к определенной категории земель, и разрешение на пользование таким участком.

После проведения учета документы выдаются заявителю лично в руки при наличии паспорта. По итогам учета собственник получает кадастровый паспорт и кадастровую выписку со сведениями об изменениях, произошедших с момента последней учетной записи. Эти бумаги необходимо сохранять до проведения следующего кадастрового учета.

Если сведений об объекте нет в ЕГРН, целесообразно настаивать на получении справки  из органа, который осуществлял регистрацию прав до начала деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации учреждения юстиции по регистрации (например, в отношении жилых помещений информацию может предоставить ОТИ/БТИ).

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2017)

Статья 8. Кадастр недвижимости

Федеральный закон
После проведения учета документы выдаются заявителю лично в руки при наличии паспорта

1. В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

2. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

3. К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 — 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.

4. В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости:

1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид);
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

2) кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения;

3) описание местоположения объекта недвижимости;

4) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный, условный номер или номер учетной записи в государственном лесном реестре), если такой номер был присвоен до присвоения в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастрового номера либо если условный номер был присвоен при государственной регистрации права (ограничения права) на объект недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

5) кадастровый номер объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектом недвижимости (далее — исходный объект недвижимости) образован новый объект недвижимости (далее — образованный объект недвижимости);

321
В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости

6) кадастровые номера помещений, машино-мест, расположенных в здании или сооружении, если объектом недвижимости является здание или сооружение;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

7) сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование;

8) кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости (кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, машино-место, если объектом недвижимости является помещение, машино-место, либо кадастровый номер квартиры, в которой расположена комната, если объектом недвижимости является комната), а также кадастровый номер единого недвижимого комплекса или предприятия как имущественного комплекса, если объект недвижимости входит в состав единого недвижимого комплекса или предприятия как имущественного комплекса;
(п. 8 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

9) площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

10) основная характеристика объекта недвижимости (протяженность, глубина, глубина залегания, площадь, объем, высота, площадь застройки) и ее значение, если объектом недвижимости является сооружение;

11) степень готовности объекта незавершенного строительства в процентах;

12) основная характеристика объекта недвижимости (протяженность, глубина, глубина залегания, площадь, объем, высота, площадь застройки) и ее проектируемое значение, если объектом недвижимости является объект незавершенного строительства;

13) проектируемое назначение здания, сооружения, строительство которых не завершено, если объектом недвижимости является объект незавершенного строительства;

321014) количество этажей, в том числе подземных этажей, если объектом недвижимости является здание или сооружение (при наличии этажности у здания или сооружения);

15) номер этажа здания или сооружения, на котором расположено помещение или машино-место;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

16) сведения о местоположении в здании и площадях помещений, относящихся к общему имуществу собственников помещений в здании, если объектом недвижимости является помещение в здании, общее имущество в котором в соответствии с федеральным законом находится в общей долевой собственности собственников помещений в таком здании;

17) материал наружных стен, если объектом недвижимости является здание;

18) год ввода в эксплуатацию здания или сооружения по завершении его строительства, если объектом недвижимости является здание или сооружение, либо год завершения строительства таких объектов недвижимости, если в соответствии с федеральным законом выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не предусматривается;
(п. 18 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

19) сведения о том, что помещение в соответствии с предусмотренными законодательством о градостроительной деятельности документами, в том числе с проектной документацией, предназначено для обслуживания всех остальных помещений и (или) машино-мест в здании, сооружении (далее — помещение вспомогательного использования) или такое помещение относится к имуществу общего пользования в многоквартирном доме, если объектом недвижимости является помещение;
(п. 19 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

20) номера регистрации в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность, кадастровых инженеров, которые выполняли кадастровые работы в отношении объекта недвижимости, номера и даты заключения договоров на выполнение кадастровых работ;

21) кадастровые номера объектов недвижимости, входящих в состав единого недвижимого комплекса, если объектом недвижимости является единый недвижимый комплекс;

22) кадастровые номера объектов недвижимости, входящих в состав предприятия как имущественного комплекса, если объектом недвижимости является предприятие как имущественный комплекс и в его состав входят объекты недвижимости;
(п. 22 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

23) вид жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;

24) сведения о части объекта недвижимости, за исключением случая, если объектом недвижимости является объект незавершенного строительства;
(п. 24 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

12325) кадастровый номер образованного объекта недвижимости — в отношении исходного объекта недвижимости;

26) кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;

27) номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости.

5. В кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества:

1) сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости;
2) сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок;
3) категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок;
4) вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения;
5) сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны или территории;
6) сведения о том, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, охотничьих угодий, лесничеств, лесопарков;
7) сведения о том, что земельный участок расположен в границах особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации, игорной зоны;
43218) сведения о включении объекта недвижимости в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, требования к сохранению, содержанию и использованию указанных объектов, требования к обеспечению доступа к таким объектам, наименование и реквизиты документа, на основании которого внесена запись об указанных требованиях или об отнесении объекта недвижимости к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо об отказе включить их в данный реестр, с указанием требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия, наименование и реквизиты документа, на основании которого внесена запись об указанных требованиях;
9) назначение здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение), если объектом недвижимости является здание;
(п. 9 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10) назначение помещения (жилое, нежилое), если объектом недвижимости является помещение;
11) наименование здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса при наличии такого наименования;
12) назначение сооружения, если объектом недвижимости является сооружение;
13) назначение единого недвижимого комплекса, если объектом недвижимости является единый недвижимый комплекс;
14) назначение предприятия как имущественного комплекса (основной вид деятельности, осуществляемый собственником с использованием данного предприятия, либо (при наличии) коммерческое обозначение, используемое собственником предприятия для индивидуализации предприятия), если объектом недвижимости является предприятие как имущественный комплекс;

15) сведения о результатах проведения государственного земельного надзора;16) сведения о расположении земельного участка в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории;

17) сведения об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к жилым помещениям наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования;

18) сведения о принятии акта и (или) заключении договора, предусматривающих предоставление в соответствии с земельным законодательством исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка для строительства наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования либо для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования, или сведения о решении собственника земельного участка, находящегося в частной собственности, о строительстве на таком земельном участке наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования либо о договоре указанного собственника земельного участка с органом государственной власти, органом местного самоуправления или иным лицом, предоставившим указанному собственнику в соответствии с жилищным законодательством государственную, муниципальную и (или) иную поддержку для создания, эксплуатации наемного дома социального использования на таком земельном участке, если объектом недвижимости является земельный участок;
456719) условный номер земельного участка, образованного в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, проектом межевания земельного участка или земельных участков либо схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, и реквизиты решения об утверждении этого проекта межевания территории или решения, которым предусматривается утверждение данной схемы;
20) сведения о наличии земельного спора о местоположении границ земельных участков в предусмотренном частью 5 статьи 43 настоящего Федерального закона случае;
21) адрес объекта недвижимости (при его наличии);
22) сведения о том, что земельный участок или земельные участки образованы на основании решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд;
23) сведения о том, что земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, а также сведения об органе, уполномоченном в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» на распоряжение таким земельным участком;
24) сведения об ограничении оборотоспособности земельного участка в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), если такой земельный участок предоставлен в безвозмездное пользование в соответствии с указанным Федеральным законом.

Орган регистрации прав вносит эти сведения в Единый государственный реестр недвижимости без дополнительного заявления одновременно с государственной регистрацией договора безвозмездного пользования земельным участком, заключенного в соответствии с указанным Федеральным законом. Эти сведения сохраняются при государственной регистрации возникновения, перехода прав на такой земельный участок, государственной регистрации сделок с таким земельным участком.

Эти сведения исключаются из Единого государственного реестра недвижимости одновременно с государственной регистрацией прекращения права безвозмездного пользования таким земельным участком по основаниям, предусмотренным статьей 9 Федерального закона «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (п. 24 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 247-ФЗ)

43. Особенности осуществления государственного кадастрового учета при уточнении границ земельных участков

характеристика1. Государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее — уточнение границ земельного участка).
2. Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков.

При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

3. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ, осуществляется на основании заявления о внесении сведений о земельных участках и о местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, форма которого устанавливается органом нормативно-правового регулирования, и карты-плана территории.

границы земельного участка
В отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии с федеральным законом считается согласованным, осуществляется государственный кадастровый учет в связи с изменением характеристик объекта недвижимости

4. В отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии с федеральным законом считается согласованным, осуществляется государственный кадастровый учет в связи с изменением характеристик объекта недвижимости.
5. В отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии с федеральным законом считается спорным по результатам выполнения комплексных кадастровых работ, в Единый государственный реестр недвижимости вносятся также сведения о наличии земельного спора о местоположении границ таких земельных участков с учетом заключений согласительной комиссии.
6. Сведения о наличии земельного спора о местоположении границ земельных участков исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в случае:
1) поступления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете в связи с изменением характеристик земельных участков, местоположение границ которых считается спорным, в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади. В этом случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей;
2) поступления в орган регистрации прав копии документа о разрешении земельного спора о местоположении границ земельных участков в судебном порядке;
3) истечения пятнадцати лет со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о спорном местоположении границ земельных участков (в случае непоступления документов (копий документов), указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части.

Правовые последствия процедуры уточнения (изменения) границы земельного участка

Граница и площадь земельного участка относятся к уникальным характеристикам (ст. 7 ФЗ № 221-ФЗ от 24.07.2007 г). Общепризнано, что границы и площадь земельного участка признаются индивидуально определенными характеристиками земельного участка. Присвоение государственного кадастрового номера завершает процедуру индивидуализации.

При уточнении границы может быть изменено её местоположения, что приведет к изменению границ и площади как уникальных характеристик земельного участка, следовательно, изменятся индивидуальные характеристики земельного участка (п. 3 ст. 25, п/п 1 п.5 ст. 27 ФЗ № 221-ФЗ). При этом размер участка может измениться на 10 процентов в большую или меньшую стороны (п. 5 ст. 27 Закона № 221-ФЗ).

Нормы п. 9 ст. 38 ФЗ № 221-ФЗ от 24.07.2007 г., предусматривающие возможность признавать границами земельного участка, границы, закрепленные и существующие на местности определенный срок (15 и более лет), оставляют не решенными следующие вопросы.

Во-первых, с какого времени исчислять срок 15 и более лет? С даты государственного кадастрового учета земельного участка в соответствии с ранее действовавшим ФЗ № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», т.е. с 01.01.2000 года, или, что было бы логичным, с иной даты, например, с 01.03.2008 года – даты введения в действие ФЗ № 221-ФЗ.

Во-вторых, должностное лицо какого органа вправе признавать факт закрепления на местности объектов природного и искусственного происхождения в качестве характерных точек границ земельного участка (межевых знаков) (Росреестр, кадастровые палаты, иные органы)? Как оформляется такое признания (акт, иной документ и т.п.)?

участка
Любое уточнение границ должно происходить на законных основаниях и с участием собственника земельного участка (по его решению)

Мнение эксперта:  любое уточнение границ должно происходить на законных основаниях и с участием собственника земельного участка (по его решению). Проведение процедуры уточнения границ земельного участка без согласия правообладателя затрагивают его права. Правообладатели смежных земельных участков при уточнении границ земельных участков должны привлекаться к процедуре согласования уточняемых границ земельного участка. Кроме того, такие изменения границ земельного участка должны проводиться на основании решения собственника земельного участка.

Неопределенность норм пункта 9 ст. 38 ФЗ № 221-ФЗ от 24.07.2007 г. позволяет правоприменителям, в частности сотрудникам земельных кадастровых палат, кадастровым инженерам, по своему усмотрению трактовать факт нахождения объекта искусственного и природного происхождения в качестве знака, обозначающего границу участка (характерную точку границ земельного участка). Действующая система кадастрового учета позволяет изменить площадь участка без решения собственника (п.3 ст. 25 и п/п1 п. 5 ст. 27 ФЗ № 221-ФЗ).

Решит данную проблему закрепление в законе даты, с которой признается существовавшей характерная точка границы земельного участка, например, с датой начала ведения государственного кадастрового учета земельных участков в соответствии со специальным ФЗ «О государственном земельном кадастре» – 01 января 2000 года. Полномочия по признанию факта существования характерной точки границы земельного участка (межевого знака), обозначающей границу участка, могут быть возложены на органы Росземкадастр и должны отражаться в документах кадастровых дел.

Также хотелось бы узнать мнение по следующему вопросу: если граница является уникальной характеристикой земельного участка как объекта права, то любое её изменение, в том числе при уточнении местоположения границ, за исключением технической ошибки или погрешностей, должно проводиться на основании решения управомоченного лица?

Отказ в осуществлении кадастрового учета

Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если:

  • кадастрового учета
    Имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом

    имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом;

  • заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре;
  • объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями;
  •  объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер;
  • с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;
  • истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении;
  • межевой план, технический план или акт обследования заверен подписью неуправомоченного лица.
  • размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков;
  • доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или измененному земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута;
  • одна из границ такого земельного участка пересекает границу муниципального образования и (или) границу населенного пункта;
  • такой земельный участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных федеральным законом случаев.

При кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.

При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если:

  • в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;
  • при уточнении указанных границ нарушен установленный Законом о кадастре порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с Законом о кадастре не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора.

Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона о кадастре особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

 Отказ в предоставлении сведений ГКН

 Если предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют запрашиваемые сведения, орган кадастрового учета в срок, предусмотренный частью 8 настоящей статьи, выдает (направляет) обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений либо уведомление об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений.

Кадастровый паспорт ранее учтенного и не указанного в части 11 настоящей статьи земельного участка не выдается (не направляется) и орган кадастрового учета принимает решение об отказе в выдаче (направлении) такого паспорта в случае, если:

1) отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка;

2) одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем.

Отсутствие в ГКН кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в объеме, необходимом в соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона о кадастре, не является основанием для отказа в выдаче (направлении) кадастрового паспорта такого объекта недвижимости.

В случае принятия решения об отказе в выдаче (направлении) кадастрового паспорта в соответствии с ч. 12 ст. 45 Закона о кадастре орган кадастрового учета не позднее установленного ч. 8 ст. 14 Закона о кадастре срока выдает (направляет) вместо кадастрового паспорта соответствующего земельного участка такое решение и кадастровую выписку о данном земельном участке, содержащую имеющиеся общедоступные кадастровые сведения о данном земельном участке. Такое решение должно содержать обязательную ссылку на соответствующие положения ч. 12 ст. 14 Закона о кадастре.

При этом в таком решении должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения данных обстоятельств и рекомендации по устранению этих причин.

Решения об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений и об отказе в выдаче (направлении) кадастрового паспорта могут быть обжалованы в судебном порядке.

Источники:

  • http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182661/bc326ae3c1b555e686e6baaea1f061af46fad306/
  • http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182661/6ae2d3f92c2e1591de4bfc1fc7d62fe155c8c0d1/
  • http://www.monitoring.law.edu.ru/
  • http://kp-mo.ru/?page_id=66
  • https://www.kp.ru/guide/kadastrovyi-uchet-ob-ektov-nedvizhimosti.html
  • http://referatyk.com/selskoe_hozyaystvo/17600-kursovaya_rabota:_kadastr_i_otsenka_zemelnoy_sobstvennosti.html
  • http://urist-rostova.ru/harakteristika-zemelnogo-uchastka-49627/
Добавить в закладки
Голосовать ПРОТИВГолосовать ЗА 0
Загрузка...
Добавить комментарий