Кто платит налог на землю

В далеком 2004 году Земельное законодательство РФ определило, что граждане и организации должны регулярно проводить отчисления в местную казну. Налог на землю – разновидность местного налога, выплаты по нему регламентируются Налоговым Кодексом, но муниципальным властям дано право вносить правки в некоторые положения. Налоговые сборы на землю касаются многих физических лиц и организаций, но для некоторых категорий граждан предусмотрено послабление. Далее вы узнаете, кто должен платить налог на землю.

Что такое налог на землю

Земельным сбором является один из целевых фискальных платежей, устанавливаемый местными властями за пользование участками.

Что такое налог на землюЧто такое налог на землю
Земельным сбором является один из целевых фискальных платежей, устанавливаемый местными властями за пользование участками

Плательщиками такого взыскания являются юридические и физические лица, которым данный ресурс предоставлен в собственность, пользование или владение на законном основании. Земельный налог вводится в действие и отменяется по правилам, установленным НК РФ и НПА представительных органов муниципальных образований о налогах.

Налог на землю платят как юридические, так и физические лица, обладающие земельными участками. Процент обложения устанавливается специализированными органами и не должен превышать 0.3% от кадастровой стоимости, если речь идет об участке сельскохозяйственного назначения, для жилищного фонда и для личного подсобного хозяйства, и 1.5% от кадастровой стоимости других видов участков. Юридическая консультация позволит вам точно определить процент налога на землю, которой вы обладаете, даст вам возможность в будущем корректно и согласно вашим правам вести дела.

Базовые понятия и основные особенности

Налоги на землю относятся к т. н. имущественным сборам. В таком случае налицо факт обладания физическим или юридическим лицом земельным участком.

Главная особенность заключается в том, что земельный налог – это т. н. «местный налог». Вот почему решающая роль в его установлении ложится на органы местной власти, и он оплачивается в местные бюджеты.Объект налога – земельные участки, находящиеся в конкретном муниципальном образовании или же в городах федерального значения: Москва, Санкт-Петербург, Севастополь.

Как раньше, так и теперь земля остается наиболее важным источником поступлений в казну. Поэтому сам процесс налогообложения осуществляется сепаратно от других видов налогов на имущество, например, от налога на недвижимость. Не следует их путать.

Важность земельного налога напрямую связана с тем, что участки занимают довольно большие территории даже в границах одного административного образования, и они представляют собой большое количество объектов для налогообложения.

С каких земельных участков нужно платить налог

Прежде всего, плательщики земельного налога должны определить на территории какого муниципального образования расположены их земельные участки. Земельный налог должен уплачиваться только если он был введен в действие на территории муниципального образования, в котором находится участок. К примеру, если участок расположен в городе Мценске, то необходимо использовать нормативные акты Мценского городского Совета народных депутатов.

Учитывая, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отражается полная информация о правах собственности, налогоплательщиками земельного налога признаются только лица, указанные в таком реестре. При этом возникновение и прекращение обязанности по уплате налога обусловлено внесением соответствующих записей в реестр.

Если земельный участок находится у организации или физического лица на праве безвозмездного пользования или по договору аренды, то платить земельный налог не нужно, поскольку такая обязанность полностью лежит на владельце земли.

Пунктом 2 статьи 389 НК РФ некоторые земельные участки исключены из объектов обложения. Например, если квартира, собственником которой Вы являетесь, находится в многоквартирном доме, Вам также принадлежит часть земельного участка, на котором такой дом расположен.

До 2015 года возникало много споров в отношении таких земельных участков, поэтому было принято решение освободить их от налогообложения. Указанная льгота не может применяться, если одному лицу принадлежат все квартиры в многоквартирном доме, что подтверждается мнением Минфина России.

Плательщиками земельного налога признаются только лица, которые владеют участком следующим образом:

  •  на праве собственности;
  • на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • на праве пожизненного наследуемого владения.

Какие земли не признаются объектом налогообложения

Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда.

Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами. Налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Земельным кодексом РФ к землям, изъятым из оборота, относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

  • государственными природными заповедниками и национальными парками;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
  • объектами организаций федеральной службы безопасности;
  • объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
  • объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
  • объектами учреждений и органов федеральной службы исполнения наказаний;
  • воинскими и гражданскими захоронениями;
  • инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Кто платит налог на землю

Земельный налог начал действовать с 2004 года после вступления в силу закона №141-ФЗ. С тех пор обычные граждане, ИП и организации отчисляют определенную сумму сбора в местные бюджеты. Обязанность граждан-физлиц – оплата сбора по полученному уведомлению. Организации же обязаны самостоятельно подсчитывать его и подавать отчетность – декларацию.

Кто платит налог на землю
Земельный налог начал действовать с 2004 года после вступления в силу закона №141-ФЗ. С тех пор обычные граждане, ИП и организации отчисляют определенную сумму сбора в местные бюджеты

Плательщики земельного налога в 2015 году могут рассчитывать на льготы при соблюдении определенных условий. Это будет полное освобождение, вычет из базы по налогу или уменьшенный размер сбора. Плательщиками земельного налога в РФ признаются (388-я статья Налогового кодекса): юрлица;управляющая компания в отношении земель, которые входят в состав ПИФ; физлица, в частности, индивидуальные предприниматели.

Платят налог и иностранные юрлица и граждане, если их земля находится на территории РФ. Организационно-правовой статус организаций в таком случае не имеет значения. Всех «земельных» налогоплательщиков НК делит на такие категории: собственники участков; землепользователи – бессрочное использование; землевладельцы – пожизненное владение.

Правом бессрочного использования обладают только некоторые организации – плательщики земельного налога: казенные; госучреждения; учреждения муниципалитета; самоуправление местного уровня; органы госвласти.

Правом пожизненного владения обладают исключительно физические лица – плательщики земельного налога, а право собственности может быть и у юрлица, и у гражданина. Любое право использования земельного участка должно подтверждаться документом: свидетельством о праве собственности, которые выдаются с начала 1998 года; другими правоустанавливающими документами, выданными ранее.

Притом отсутствие такого документа не устраняет обязанность по уплате налога. Ведь получение свидетельства не является обязательной процедурой. Правоустанавливающий документ – договор купли-продажи, дарения, мены – сам по себе служит достаточным основанием для начисления сбора на участок земли в собственности.

Уплата сбора производится по завершении года. Кроме того, ежеквартально плательщики производят авансовые взносы – ¼ часть общей суммы. Юрлица и по авансовым, и по итоговым взносам сдают декларацию в ФНС. Она служит подтверждением размера базы (кадастровой стоимости надела), суммы и наличия льгот у плательщика. Те организации, кто является плательщиками земельного налога, подачу декларации производят до перечисления платежа.

Новинки, вступившие в силу с 2015 года

Главным новшеством для уплаты земельного налога с 1 января 2015 года является то, что изменилась базовая стоимость, используемая при расчете уплаты.

Если раньше в расчет бралась инвентаризационная стоимость участка, то теперь используется кадастровая. Конечно, инвентаризационная была намного меньше. Расчеты осуществляются независимыми оценщиками, которые назначаются местной властью.

В отношении участков, которые находятся в собственности ИП – определение базы налогообложения и определение конечной суммы для выплаты стало прерогативой налоговых органов. Предпринимателям нет нужды подавать декларацию, оплату нужно производить по уведомлению, направленному фискальными органами.

Кто должен платить земельный налог

Плательщиками земельного налога являются лица, которым принадлежат земельные участки. При этом к таким лицам относятся, как физические лица, так и организации. Для того чтобы определить, кто платит земельный налог и в каком размере, необходимо понять, признается ли земельный участок объектом налогообложения, и не предусмотрены ли законодательством о налогах и сборах налоговые льготы.

Отнесение законодательством о налогах и сборах тех или иных лиц к понятию “физическое лицо” не обусловлено определением гражданства. Для отдельных налогов могут существовать различия в налоговых ставках, но факт признания лица налогоплательщиком остается неизменным. Таким образом, нет разницы между гражданами Российской Федерации и иностранцами. Таким образом, если иностранное лицо владеет земельным участком, находящимся на территории Российской Федерации, то оно обязано платить российский земельный налог.

При этом подлежат обложению только те земли, которые расположены в Российской Федерации. Участки за пределами Российской Федерации не облагаются российским земельным налогом. Так, если гражданин Российской Федерации приобретает земельный участок, расположенный на территории иностранного государства, то в Российской Федерации такой земельный участок не будет признаваться объектом обложения земельным налогом и, соответственно, в отношении него не требуется уплачивать налог.

Налоговая база в отношении земельных участков

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, по сведениям государственного кадастра недвижимости. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

земля
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ по состоянию на 1 января года

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков стоимости предоставляются территориальным органом Росреестра по письменному заявлению налогоплательщика. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещаются на официальном сайте Росреестра в сети Интернет.

Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности, а в случае нахождения в общей совместной собственности – в равных долях.

Величина налога

Устанавливают ставки данного налога только местные органы власти. Федеральный уровень (ст. 394 НК РФ) предусматривает максимальные грани, выше которых ставка не может быть поднята. Данные ставки напрямую зависят от типа используемого участка. Их расчет составляет:

  • 0,3%– данную ставку называют пониженной. Ее применение допустимо только к землям, четко обозначенным в законодательстве. Это земли сельскохозяйственного предназначения, земли для садоводства и огородничества, земли для ЛПХ, а также для государственных оборонных целей.
  • 1,5%– данная ставка применяется для налога на все прочие типы земель.

При этом следует помнить, что данные ставки на местном уровне могут быть меньше, но больше – никак!

При отсутствии четких ставок на местном уровне, они автоматически приравниваются к установленным в Налоговом кодексе. Ставки более низкого уровня, нежели учтенные в НК – это т. н. льготные ставки.

Окончательное решение об их применении – прерогатива представителей региональной администрации того или иного административного образования. Здесь учитывается как конкретная группа или вид плательщиков (плательщика), так и вид конкретного участка или надела.

Местными властями могут быть установлены и дополнительные правила платы данного налога. Однако они не должны идти вразрез со статьями действующего НК.

Что такое кадастровая стоимость земельных участков

Кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель. Сведения о стоимости земельных участков содержатся в государственном кадастре недвижимости. Государственный кадастр недвижимости — систематизированный свод сведений и документов об объектах кадастрового учета, а также сведений об административно- территориальном и кадастровом делении.

Объектами кадастрового учета являются земельные участки; здания и сооружения, объекты, не завершенные строительством; помещения; территориальные и функциональные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий. Сведения о каждом объекте недвижимости содержатся в виде записи в кадастровой книге. Если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база считается по каждому муниципальному образованию как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная вышеуказанной доле земельного участка.

Кадастровая книга содержит записи о кадастровой стоимости объекта кадастрового учета, сведения об оценщиках, проводивших работы по государственной кадастровой оценке, и указывается дата проведения этих работ. В кадастре также содержатся сведения о местоположении границ земельного участка, категории земель, площади, вида разрешенного использования, о находящихся на таком земельном участке объектах недвижимости.

Объекту кадастрового учета присваивается уникальный кадастровый номер, выдается кадастровый паспорт, представляющий собой выписку из государственного кадастра недвижимости. В нем фиксируются совершаемые с данным объектом сделки. Кадастровая стоимость определяется методом массовой оценки на определенную дату на базе рыночной стоимости. Определяют кадастровую стоимость оценщики, организации, выбранные органами власти субъектов РФ путем проведения процедуры размещения заказа.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность в области ведения государственного кадастра недвижимости, а также регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. До 1 января 2011 года государственный кадастр недвижимости подлежит созданию и введению на территории не менее двадцати семи субъектов Российской Федерации, а полностью этот процесс планируется завершить к 1 января 2012 года.

В отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база устанавливается пропорционально их доле в общей долевой собственности. Если земельный участок находится в общей совместной собственности, то налоговая база определяется в равных долях для каждого собственника. Налоговая ставка определяется в процентах к кадастровой стоимости участка.

 Льготы на налог на землю

Глава 31 НК РФ предусматривает следующие виды льгот: в виде не облагаемой налогом суммы; в виде не облагаемой площади земельного участка; в виде освобождения от платежей; в виде уменьшения суммы налога. Льготы на федеральном уровне перечислены в ст. 395 и п. 5 ст. 391 НК РФ.

Льготы на налог на землю
Перечень категорий лиц, освобождаемых от уплаты налога на землю, установлен ст. 395 Налогового кодекса

Кроме того, льготы могут предоставлять муниципальные образования (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщик, имеющий на них права, должен представить подтверждающие документы в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка.

При этом, по уплате земельного налога установлен ряд льгот. Так, от его уплаты освобождаются:

  • инвалиды первой и второй группы;
  • граждане, воспитывающие трех и более детей до 18 лет;
  • пенсионеры (по возрасту);
  • ветераны войны и лица, на которых распространяется действие закона о статусе ветеранов войны;
  • пострадавшие от последствий аварии на ЧАЭС.

Если у физического лица больше одного земельного участка, он должен подать в налоговую заявление и указать, какой из земельных участков будет освобожден от налога.

Все эти льготы действуют не более чем на один земельный участок по каждому из видов:

  • для ведения личного крестьянского хозяйства — в размере не более 2 га;
  • для строительства и обслуживания жилого дома (приусадебный участок): в селах — 0,25 га, в поселках — 0,15 га, в городах — 0,1 га (10 соток);
  • для индивидуального дачного строительства — 0,1 га;
  • для строительства индивидуальных гаражей — 0,01 га;
  • для ведения садоводства — 0,12 га.

Кто не платит налог на землю

Местные власти самостоятельно устанавливают объем льгот и категории лиц, которые имеют право ими воспользоваться. На местах дополнительно определены скидки для: многодетных семей; пенсионеров; инвалидов третьей группы и других. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Арендаторы уплачивают за землю, переданную им в аренду, арендную плату.

Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка. Налоговая декларация представляется налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Перечень категорий лиц, освобождаемых от уплаты налога на землю, установлен ст. 395 Налогового кодекса. Данной нормой предусмотрено, что от налогообложения могут быть полностью освобождены только физические лица, являющиеся представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в отношении земельных участков, которые используются для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов. В Налоговом кодексе также установлены категории лиц, которым налог уменьшается на величину кадастровой стоимости 6 соток принадлежащего им участка.

К ним относятся:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды I и II групп;
  • инвалиды с детства;
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной Войны, ветераны и инвалиды боевых действий;
  • лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы и других аварий, установленных законом;
  • лица, непосредственно участвовавшие в испытаниях ядерного оружия, ликвидации ядерных аварий;
  • лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь, а также ставшие инвалидами в результате ядерных испытаний, учений.

Кому допускается установление дифференцированных ставок при уплате земельного налога

Уменьшение налоговой базы производится на основании документов, подтверждающих это право, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, отчетными периодами — I, II и III кварталы календарного года. При установлении земельного налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов Москвы и Санкт- Петербурга) вправе не предусматривать отчетный период.

налог
Уменьшение налоговой базы производится на основании документов, подтверждающих это право, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка

Земельный налог и авансовые платежи по нему подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы и Санкт-Петербурга). При этом, как определено пунктом 1 статьи 397 НК, срок уплаты земельного налога организациями и индивидуальными предпринимателями не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Организации и индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога (авансовых платежей) самостоятельно. Физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами. Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма авансовых платежей по налогу определяется по истечении I, II и III квартала текущего налогового периода как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, устанавливается как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с расчетом, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей.

В случае возникновения (прекращения) в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы земельного налога (суммы авансового платежа по этому налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента (К), определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) (т), к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (и).

Если возникновение (прекращение) вышеуказанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения данных прав. Если возникновение (прекращение) вышеуказанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения данных прав. Допускается установление дифференцированных ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Для следующих категорий налогоплательщиков налоговая база уменьшается на 10000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования:

  • Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
  • инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
  • инвалидов с детства;
  • ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
  • физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
  • физических лиц, принимавших непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Какие организации полностью освобождены от уплаты земельного налога

Полностью освобождены от уплаты земельного налога следующие организации и учреждения:

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;
  • организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
  • общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
  • учреждения единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно- оздорови-тельных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям- инвалидам и их родителям;
  • организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
  • физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
  • организации — резиденты особой экономической зоны — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.

Должен ли пенсионер платить налог на земельный участок

Многие пенсионеры имеют в собственности земельные участки, поэтому для них очень важно, как определяется налог на землю для пенсионеров, и нужно ли его вообще платить. Тем более что размер пенсии в России не очень велик. Земельный налог является разновидностью местных налогов и поступает в местный бюджет.

Он устанавливается нормативными правовыми актами муниципальных органов и обязателен к уплате на территории конкретного муниципального образования. В соответствии с Налоговым кодексом, плательщиками налога на землю являются физические лица и организации, обладающие земельным участком, принадлежащим им на праве собственности, бессрочного пользования или наследуемого владения. Лица, обладающие на землю правом безвозмездного срочного пользования или правом аренды, налог платить не обязаны.

С 2018 года к вышеуказанным категориям примкнули также пенсионеры. Это значит, что на вопрос о том, должен ли пенсионер платить земельный налог, с 1 января 2018 года ответ отрицательный, если площадь участка меньше или равна 6 соткам. При владении участком большего размера налог уплатить придется, но частично – исходя из стоимости площади, превышающей установленный “шестисоточный” лимит. Эти правила предусмотрены нормами федерального законодательства.

Кроме того, Налоговым кодексом предусмотрено, что при установлении земельного налога органами местного самоуправления могут быть установлены собственные налоговые льготы, например, полное освобождение от обязанности уплаты земельного налога. Из этого следует, что каждое муниципальное образование самостоятельно определяет, будет ли на его территории действовать освобождение в отношении пенсионеров или нет, а также определяет порядок его применения.

Помимо указанной льготы, законодательством нашей страны предоставлены еще некоторые послабления для данной категории граждан. Например, пенсионеры не платят имущественный налог, причем это установлено на федеральном уровне и действует на всей территории России.

Для того чтобы узнать, платят ли пенсионеры земельный налог в конкретном муниципальном образовании, необходимо обратиться в администрацию соответствующего района либо в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка. Следует помнить, что даже если освобождение предусмотрено нормативными актами муниципального органа, оно не будет применено без соответствующего заявления лица, обладающего таким правом. Кроме заявления в налоговую необходимо будет представить пакет документов, подтверждающих льготный статус налогоплательщика.

Как индивидуальные предприниматели и юридические лица платят земельный налог

По итогам и квартала, и года плательщики отчитываются перед ФНС посредством декларации. В ней производится расчет суммы налога, указываются возможные льготы, заполняются данные о плательщике.

Как уплачивает земельный налог индивидуальный предприниматель

Индивидуальный предприниматель, являясь и физическим лицом, и хозяйствующей единицей также обязан  производить расчет суммы земельного налога и уплачивать его.

Как уплачивает земельный налог индивидуальный предприниматель
Индивидуальный предприниматель, являясь и физическим лицом, и хозяйствующей единицей также обязан производить расчет суммы земельного налога и уплачивать его

В отношении наделов, состоящих в его владении, используются разные виды исчисления и оплаты налога:

  • когда земля участвует в осуществлении хозяйствования, на ней ведется деятельность, направленная на получение прибыли, то налог на надел рассчитывается ИП своими силами, подается декларация;
  • если же земля принадлежит предпринимателю как физлицу и используется в личных нуждах, – дачный участок, строительство дома – уведомление об уплате ИП получит от ФНС, а декларацию подавать не будет.

Как уплачивает земельный налог юридическое лицо

Компании производят расчет суммы земельного налога для юридических лиц самостоятельно.

Кроме того, по налогу на землю выплачиваются авансовые платежи:

  • налоговый период – 12 месяцев: по истечении этого срока плательщик должен полностью рассчитаться с государством по налогу;
  • отчетный период – квартал Отчет сдается за первый/второй/третий квартал года;
  • местными властями квартальная отчетность может быть отменена;
  • физлица не производят расчет авансового платежа самостоятельно. Они получают уведомление с суммой аванса от ФНС и производят уплату;
  • организации уплачивают квартальный взнос по истечении каждых трех месяцев и подают в налоговую структуру декларацию, если это установлено на местном уровне. Авансовый расчет по земельному налогу организации производят самостоятельно, как и уплату авансовых платежей.

Расчет суммы налога на землю

Многие организации и ИП (физические лица) используют калькулятор расчета земельного налога на 2015 год. Он есть на официальном сайте ФНС и многих других ресурсах. Достаточно знать кадастровую стоимость объекта, чтобы подсчитать сумму, подлежащую перечислению в бюджет. Базой по налогу выступает участок земли. Она всегда равна кадастровой стоимости на 1 января года начисления, по которой и осуществляется расчет земельного налога. Статья 389 НК устанавливает, что объектом налогообложения выступают только те участки, которые находятся в границах муниципального образования.

Формирование базы данных о таких землях осуществляется Государственным земельным кадастром. Он, в свою очередь, обязан представлять данные об участках в ФНС до 1 февраля года начисления. Плательщики налога не позднее 1 марта должны быть уведомлены о суммах налога посредством уведомлений. Расчет налога на земельный участок для физлиц производится налоговой службой. Кадастровая стоимость может поменяться в таких случаях: изменилась общая площадь надела земли; произошел перевод земли в другую категорию; поменялся тип использования объекта налогообложения.

Налоговая ставка – процент от кадастровой стоимости земли, подлежащий ежегодному перечислению в бюджет. Устанавливается она на уровне: 0,3% — действует в отношении земли сельскохозяйственной принадлежности, ограниченной в обороте, подсобной, дачной, занятой в строительстве и архитектурных работах; 1,5 – такая ставка применяется ко всем остальным видам земли.

Муниципалитет может рассчитывать ставку земельного налога на свое усмотрение. Однако выше указанных значений устанавливать ставку нельзя. А вот уменьшить ее для определенных категорий плательщиков местные власти вполне могут.

При расчете земельного налога (пример долевой собственности на участок) применяют формулу ЗН=Кст*Ст*Д*Кв, где:

  • Кст – кадастровая стоимость того участка, на который насчитывается налог;
  • Ст – ставка налога;
  • Д – доля в праве владения участком (один владелец – значение 1);
  • Кв — коэффициент, который используется в подсчете, если владение участком происходило в течение неполного отчетного периода.

Как рассчитать налог с продажи земельного участка

Для налогоплательщиков-физических лиц порядок уплаты НДФЛ предусматривает возможность самостоятельного произведения расчетов.

Как рассчитать налог с продажи земельного участка
Для налогоплательщиков-физических лиц порядок уплаты НДФЛ предусматривает возможность самостоятельного произведения расчетов

Чтобы определить, какой сбор взимается с продажи земли, следует учитывать  размер налоговой базы – величины, исключающей сумму имущественных налоговых вычетов, льгот и затрат на покупку участка.

Перед оформлением формы 3-НДФЛ следует определить, за какой налоговый период происходит оплата налоговых сумм. Следует иметь в виду, что оплата в текущем году покрывает сумму обязательных платежей за предыдущий календарный год. Итоговый взимаемый налог будет равен 13% от размера выверенной суммы налоговой базы.

Таким образом, чтобы рассчитать размер налога, следует определиться со следующими условиями:

  • основание возникновения первоначального вещного права в отношении участка;
  • период времени, в течение которого надел находился в собственности продавца;
  • на какие льготы может рассчитывать продавец;
  • кадастровая стоимость земли (данный параметр позволяет отслеживать сделки, направленные на умышленное занижение цены договора);
  • размер расходов, произведенных на покупку участка;
  • сумма имущественного налогового вычета.

Что такое налоговая декларация по земельному налогу

Новая форма налоговой декларации по земельному налогу и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина от 29.03.2007 г. №27н. Настоящий Приказ вступает в силу по отчетности за 2007 год по сроку не позднее 1 февраля 2008 года. Ее нужно сдать в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Если у налогоплательщика на территории одного муниципального образования имеется несколько земельных участков, то подавать следует одну декларацию.

Сдавать авансовые расчеты и декларацию по налогу должны не только организации, но и физические лица — индивидуальные предприниматели (в отношении тех земель (или части), которые они используют для предпринимательской деятельности).

Налогоплательщики — физические лица (не предприниматели) уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 НК РФ), поэтому налоговую декларацию им представлять не нужно.

Если фирма имеет земельный участок, на котором находятся как объекты ЖКХ, так и промышленные предприятия, то земельный налог рассчитывается отдельно: по ставке до 0,3% для участка, занятого объектами ЖКХ, и по ставке до 1,5% — для остальной площади (письмо Минфина от 1.09.06 № 03-06-02-06/89). Данные для расчета нужно брать из технической документации (техпаспорта объекта, градостроительного плана земельного участка).

При составлении налоговой декларации по земельному налогу следует заполнять два отдельных раздела 2 «Расчет налоговой базы и суммы налога». При этом по строке 050 указывается, соответственно, кадастровая стоимость участка, которая занята объектами жилищного фонда, и остальной площади, а по строке 220 (200) — налоговая ставка.

Важные моменты при уплате налога на землю

Фирмы-владелицы недвижимого имущества (в т.ч. и земельных участков) ставятся на учет в инспекции по месту его расположения  (п. 5 ст. 83 НК РФ). Значит, рассчитывать налог необходимо по правилам, установленным в нормативном акте данной территории, а отчетность сдавать в местную ИФНС (п. 1 ст. 389, п. 3 ст. 397 НК РФ).

Важные моменты при уплате налога на землю
Обязанность по уплате земельного налога у покупателя земельного участка возникает с момента государственной регистрации права собственности на данное имущество

Обязанность по уплате земельного налога у покупателя земельного участка возникает с момента государственной регистрации права собственности на данное имущество. При этом продавец участка остается налогоплательщиком земельного налога до момента государственной регистрации прекращения права собственности. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав (письмо Минфина России от 23.09.05 №03-06-02-04/75).

При покупке здания, находящегося на арендованном земельном участке, покупатель фактически становится арендатором участка. Причем происходит это с момента регистрации права собственности на недвижимость и вне зависимости от того, был ли заключен в установленном порядке договор аренды между новым владельцем здания и собственником земли.

Следовательно, покупатель должен вносить плату за участок земли, на котором находится приобретенное здание. Об этом Минфин России сообщал в письме от 12.09.05 №03-06-02-04/70. Обосновывая свою позицию, специалисты финансового ведомства сослались на постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.05 №11.

Если участок поделен между несколькими владельцами, то в правоустанавливающем документе может отсутствовать информация, необходимая для расчета налога, а именно доля, приходящаяся на собственника. В этом случае данный показатель определяется путем деления площади земельной доли, указанной в документе, на общую площадь земельного участка (письмо Минфина России от 01.09.05 №03-06-02-02/74).

Неуплата налога

Систематическое уклонение от уплаты земельного налога может иметь очень неприятные последствия для неплательщика. Долг и пени будут только увеличиваться, а заплатить их все же придется.

Кроме этого, по соответствующему иску в суд участок может быть изъят, а также наложен арест и на другое имущество должника, исходя из суммы долга. Данные должника при этом вносятся в государственный реестр.

При возникновении различных проблем, связанных с уплатой соответствующего налога, можно обратиться и в специальные службы, которые обеспечивают юридическую помощь и поддержку, как предпринимателям, так и обыкновенным физическим лицам.

Источники:

  • https://pravoved.ru/themes/
  • https://creditnyi.ru/zemelnyi-nalog/platelschiki-zemelnogo-naloga-348/
  • http://glavkniga.ru/situations/s503033
  • http://www.grandars.ru/student/nalogi/zemelnyy-nalog.html
  • http://subsidii.net/
  • http://uldelo.ru/2016/04/19/nuzhno-li-vam-platit-zemelnyi-nalog
  • https://creditnyi.ru/zemelnyi-nalog/raschet-zemelnogo-naloga-329/
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
NedvigInform
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector