Порядок приватизации земельного участка в садовом товариществе

Материал, собранный в следующей статье, будет актуален для тех, кто хочет приватизировать земельный участок, но до сих пор откладывал это действие. Приватизация земельного участка в садоводстве осуществляется в соответствии с действующими законами, за изменениями которых необходимо следить, так как в них регулярно вносятся поправки. Нужно знать, что до настоящего времени действует упрощенная схема оформления участка в собственность. Далее мы поговорим о порядке приватизации земельного участка в садовом товариществе.

В чём особенность садовых участков

Садовый участок
Садовый участок предоставляется гражданину или приобретается им в собственность для выращивания любых сельскохозяйственных культур (включая плодовые деревья) и для отдыха

Садовый участок предоставляется гражданину или приобретается им в собственность для выращивания любых сельскохозяйственных культур (включая плодовые деревья) и для отдыха. Особенностью данного типа землевладений является безусловная возможность возведения не только хозяйственных, но и жилых построек на усмотрение владельца. К несомненному минусу относится невозможность регистрации проживания.

Участок для дачного строительства (чаще называемый «дачный участок») предоставляется гражданину РФ (или приобретается им) с целью возведения жилых построек для отдыха, а также хозяйственных или иных строений. Собственник имеет право выращивать на участке любые сельскохозяйственные культуры. Главная особенность данного вида землевладений – возможность регистрации проживания в жилой постройке.

Таким образом, владелец дачного участка получает право на возведение полноценного жилого дома и, кроме того, впоследствии может в нем прописаться.

Как приватизировать участок в садовом товариществе и в каких случаях это возможно

Нередко бывает, что владельцы участков в дачном товариществе или кооперативе не имеют на руках никаких бумаг помимо садовой (членской) книжки. Однако этот документ подтверждает лишь их принятие в члены садоводческого объединения и никоим образом не удостоверяет права на земельный участок.

Между тем участки земли относятся к недвижимому имуществу, а следовательно, права на них должны быть надлежащим образом оформлены и зарегистрированы. Иначе при совершении сделок с участком или при переходе его по наследству могут появиться всевозможные проблемы.

С 1 марта 2015 года порядок приватизации участков в огороднических, садоводческих и дачных объединениях стал еще более простым и доступным. Однако нужно отметить, что такой порядок будет действовать лишь до конца 2020 года.

Приватизация дачного участка происходит на следующих условиях:

  1. Земельный надел передается в собственность члена дачного или садоводческого объединения бесплатно.
  2. Садоводы и дачники обладают правом на приватизацию земли независимо от даты принятия их в члены кооператива или товарищества.
  3. Приватизация участка возможна, если садоводческое объединение получило земельную территорию ранее 30 октября 2001 г.

Надо также отметить, что приватизации не подлежат участки, полностью изъятые из оборота или ограниченные в обороте.

Основания для бесплатной приватизации  земельного участка в  период с 2015 по 2020 год

Воспользоваться правом на бесплатную приватизацию земли могут:

  • владельцы земельных наделов с имеющимися на них постройками, приобретенные до вступления в силу настоящего Земельного кодекса. Это никоим образом не относится к участкам с самовольными постройками;
  •  собственники, получившие землю под подсобное хозяйство или застройку на основании договора аренды;
  • владельцы земли под гаражом и члены огородных, садовых, дачных сообществ;
  • собственники, получившие землю в наследство или в бесплатное бессрочное пользование

Как приватизировать дачу в 2017-2018 годах? Какие документы необходимы для приватизации дачи

Действующий с 2006 года упрощенный порядок приватизации садовых и дачных домиков в 2017-2018 годах особых изменений не претерпел. Оформить право собственности на дачу, баню, иные постройки на садовом или дачном участке в упрощенном порядке можно бессрочно.

Рассматривая вопрос о том, как приватизировать дачу, надо отметить, что процедура оформления дачи в собственность еще более проста, чем процедура приватизации земельного надела. В частности, для регистрации права собственности на дачный дом не требуется ни составления кадастрового паспорта строения, ни обращения в муниципальный орган с заявлением о приватизации.

Для регистрации права на дачный или садовый дом его владельцу нужно лишь обратиться непосредственно в подразделение Росреестра. Там ему будет предложено заполнить 2 экземпляра декларации об объекте недвижимости (ее форма утверждена на федеральном уровне).

В декларации хозяин объекта отражает определенные сведения о нем:

  • название строения (дачный дом, баня и т. д.);
  • адрес местонахождения;
  • площадь (замеры владелец дачи проводит самостоятельно);
  • кадастровый номер земельного участка, на котором расположена дача;
  • количество этажей;
  • материал, из которого построены стены;
  • наличие подключения к инженерно-техническим сетям.

Кроме того, при обращении в Росреестр необходимо представить:

  • удостоверение личности хозяина дачи;
  • квитанцию об уплате пошлины;
  • правоустанавливающий документ на участок земли, на котором находится строение.

На основании данного пакета документов служба Росреестра регистрирует право собственности на дачу и по заявлению выдает соответствующую выписку.

Процедура приватизации садового участка: основные стадии и документы

оформления земельного надела
Процесс оформления земельного надела в собственность включает несколько последовательных стадий

Процесс оформления земельного надела в собственность включает несколько последовательных стадий. Первая и ключевая стадия приватизации — обращение в подразделение местной администрации, которое занимается имущественными и земельными вопросами. При этом понадобятся документы:

  • заявление о предоставлении земли в собственность (форма этого документа обычно разрабатывается самим органом местного самоуправления);
  • схема расположения участка относительно соседних участков (этот документ составляется самим владельцем участка и утверждается председателем кооператива);
  • справка, решение, выписка из протокола собрания либо иной документ, выданный председателем дачного объединения и подтверждающий, что земельный надел принадлежит именно данному гражданину.

Орган местной администрации в срок не более 14 дней рассматривает поданные документы и принимает решение о предоставлении земли.

Следующая стадия — оформление кадастрового паспорта участка в Кадастровой палате. Для того чтоб заказать изготовление этого документа, понадобится решение о предоставлении в собственность земли, а также все те документы, которые представлялись в местный орган власти.

Кроме того, понадобится справка за подписью председателя кооператива о размере участка. При этом важно отметить, что дачники и садоводы освобождены от обязанности проведения межевания и представления в Кадастровую палату межевого плана. Но следует знать, что с 2018 года распорядиться участком земли без определённых границ будет невозможно.

Итоговая стадия — регистрация права собственности в Росреестре. Для этого понадобятся кадастровый паспорт, решение о предоставлении участка и квитанция об уплате пошлины за регистрацию. В течение 7 дней на основании поданных документов будет зарегистрировано право собственности.

Пошаговая инструкция оформления земли в собственность

Общий алгоритм действий при приватизации земли после 2017 года  довольно прост.

Шаг первый

земельного надела
Федеральный закон № 122-ФЗ не подразумевает, что собственник в обязательном порядке должен получать документ нового образца, подтверждающий приватизацию земельного участка

Первое, с чего следует начать оформление земельного участка: подумайте и решите – а следует ли вообще торопиться с прохождением процедуры приватизации?

Федеральный закон № 122-ФЗ не подразумевает, что собственник в обязательном порядке должен получать документ нового образца, подтверждающий  приватизацию земельного участка.

Однако если вам потребуется осуществить сделку, предполагающую отчуждение земли, а данных о собственности на тот момент не окажется в ЕГРП – может возникнуть весьма неприятная ситуация, которая в значительной степени усложнит передачу земли другому лицу или сделает невозможным получение кредита.  Этот аргумент вас убедил, и вы твёрдо решили приватизировать земельный надел? Смело идите дальше!

Шаг второй

Удостоверьтесь, что у вас в наличии имеется официальный документ, подтверждающий право владения наделом. Учтите, что не имеет значения время получения документа. Важно лишь, чтобы бумага была оформлена согласно федеральному законодательству, которое действовало во время выдачи свидетельства.

Схема регистрации прав собственности, актуальная в наши дни, ведёт своё начало с 1998 года. Если документ на участок оформлялся раньше, то подтвердить ваше право владения может справка, выданная гражданину в местном БТИ, или соответствующее решение местной администрации.

Если вы на 100% уверены, что участок ваш, но документа нет (например, был потерян), то следует обратиться в администрацию для получения там выписки из хозяйственной книги. В случае если правообладательного документа нет и получение его копии по каким-то причинам невозможно, вы лишаетесь права на бесплатную приватизацию.

Шаг третий

Обратитесь в местную администрацию к ответственному лицу и предоставьте заявление о желании приватизировать участок. Приложите к нему свой паспорт, документ, удостоверяющий право собственности, описание надела и точное местоположение земли.

Шаг четвёртый

Дождитесь рассмотрения вашего вопроса на сессии и получите решение о выделении надела в собственность

Закон о дачной амнистии на землю от 30.06.2006 года № 93-ФЗ

Если вы получили земельный участок до 30 октября 2001 года, когда Земельный кодекс РФ еще не вступил в силу, то вы попадаете под закон о дачной амнистии и можете начать приватизацию в соответствии с новыми поправками, упрощающими процедуру.

Сначала изучите имеющийся у вас документ о праве собственности и найдите там информацию, на каком праве он был получен. В случае если таких сведений не имеется, то земельный участок по общему правилу будет считаться выданным на правах собственности, но здесь есть исключения. Законом предусмотрено ряд случаев, которые подтверждают факт того, что определенные земельные территории не могут принадлежать гражданам на правах собственности.

Вы можете оформить собственность в случае, если земельный надел был предоставлен заявителю на таких условиях:

  • право бессрочного (постоянного) владения;
  • право пожизненно наследуемого владения.

Какие ограничения могут быть? Если земельные наделы находятся в ограниченном обороте или были оттуда изъяты, то собственнические права не могут быть заверены государством.

А что делать тем, кто не имеет на руках никаких правоустанавливающих документов? Первый шаг – это посетить орган местного самоуправления и затребовать выписку из хозяйственной книги, так как именно она будет являться вашим документом, подтверждающим собственность.

Но есть особый случай, когда гражданам придется выкупать свои земельные наделы по рыночной стоимости – если в хозяйственной книге отсутствуют сведения об участке.

Практика показывает, что земельные участки, которыми «пользуются» граждане, могут являться собственностью садового товарищества, и в таких ситуациях следует написать заявление о желании приватизировать землю и обратиться в местные органы самоуправления.

Особенности оформления права собственности на землю по садовой книжке

Чтобы приватизировать землю, принадлежащую вам в садовом товариществе (СТ), необходимо проделать всего несколько простых шагов:

  1. садовой книжки
    Начиная процесс приватизации, убедитесь в наличии у вас садовой книжки, где указан ваш номер участка

    Начиная процесс приватизации, убедитесь в наличии у вас садовой книжки, где указан ваш номер участка. Если по каким-то причинам книжка была утеряна, закажите её восстановление, обратившись к председателю своего дачного товарищества.

  2. Возьмите в правлении СТ заключение, свидетельствующее о закреплении за вами земельного надела.
  3. Обратитесь в местную администрацию и передайте ответственному лицу своё заявление на предоставление вам имеющейся земли в собственность и документы, взятые в садовом товариществе.
  4. Подождите две недели, по истечении которых, вновь посетите местную администрацию и заберите решение сессии о передачи надела в вашу собственность
  5. Закажите и получите спустя определённое время кадастровый план, для чего обратитесь в соответствующее подразделение Росреестра. При этом предоставьте туда правоустанавливающее решение, выданное вам в администрации
  6. Подготовьте кадастровый паспорт, решение администрации, квитанцию об уплате госпошлины, заполните бланк заявления на регистрацию правообладания и отнесите эти документы в регистрационную палату.

По аналогичной схеме могут приватизировать землю и члены дачных и огородных товариществ и кооперативов.

Когда невозможно осуществить приватизацию дачного участка

Передача участка в собственность невозможна, если:

  • права собственника ставятся под сомнение;
  • земельный надел подпадает под запрет, оговоренный федеральным законом (земли береговой полосы, парковая зона и пр.)
  • земля была изъята из оборота

К лицам, не имеющим право на бесплатную приватизацию земли, относят также лица без российского гражданства.

Бесплатная приватизация садового участка. Когда нет причин отказать?

В споре между Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Невского райотдела Санкт-Петербурга и гражданкой, которая хотела оформить приватизацию своего садового участка, ВС РФ встал на сторону истицы.

В чем суть дела?

Жительница Санкт-Петербурга обратилась в суд с требованием признать незаконным отказ Невского райотдела Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города оформить её право собственности на участок в садовом товариществе. Кроме того, она попросила «устранить нарушение её прав на приватизацию земельного участка» и поставить на кадастровый учет её садовый участок.

Районный и городской суды встали на сторону Комитета, сославшись на решение исполкома Ленинградского горсовета от 1976 года. Этот почти исторический документ назывался «О незаконно занятых землях садоводческими товариществами предприятий и организаций Ленинград».

Кратко о его содержании: разные местные предприятия «из-за отсутствия должного контроля за правильным использованием свободных земель» заняли 41 гектар земли под садоводческие товарищества (в том числе в Невском районе города). На занятые СНТ участки разрешили оформлять договоры на временное земплепользование. В 1993 году провели инвентаризацию участков СНТ, среди них был и тот, который хотела оформить в собственность истица. С 1996 по 1999 год администрация Невского района продлевала договор аренды земли.

Однако в договоре был такой пункт: после окончания аренды земли должны вернуть муниципалитету без каких-либо компенсаций.

А теперь вернёмся к мотивировке судов. Отказав в иске судьи подчеркнули временный характер пользования землей, также сославшись на то, что в 2012 году была сделана госрегистрация прекращения договора аренды земли под СНТ.

закон рф
Особенности предоставления в собственность садоводам и огородникам и их СНТ участков на момент возникновения этого спора регулирует Закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

Истица обратилась в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ.

Что решил Верховный Суд?

Суд, изучив дело, согласился с доводами истицы. И рассуждали судьи так…

Особенности предоставления в собственность садоводам и огородникам и их СНТ участков на момент возникновения этого спора регулирует Закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», вступивший в силу в апреле 1998 года. В частности, ст. 28 Закона говорит о праве члена СНТ на бесплатную приватизацию своего участка, если он представлен товариществу до вступления в силу этого закона. В этом пункте, подчеркнул ВС РФ, нет указания на зависимость передачи участка в собственность от основания (временно или постоянно) предоставления земли самому СНТ.

Чтобы получить в собственность участок бесплатно член СНТ должен соблюсти три момента:

  1. Участок земли должен входить в состав территории СНТ.
  2. СНТ должно быть создано до вступления в силу закона о садоводческих товариществах.
  3. Человек, который просит участок в собственность, должен быть членом СНТ и пользоваться им законно.

ВС РФ указал, что на эти ключевые вопросы местные суды ответов не получили. Более того, они не учли, что после принятия решения исполкомом Ленинградского горсовета в 1976 году «О незаконно занятых землях», уже в 1980 году это СНТ было зарегистрировано. С этих пор гражданка использует свой участок. А договор аренды земли СНТ пролонгировали на неопределенный срок.

Поэтому обстоятельство прекращения договора аренды участка под СНТ, зарегистрированное в 2012 году, само по себе не может являться безусловным основанием для отказа в иске.

Обратил внимание нижестоящих судов ВС РФ и на то, что они рассматривали спор в порядке 25-й главы ГПК РФ (порядок рассмотрения заявлений об оспаривании решений, действий или бездействий чиновников государственной и муниципальной власти). А ведь истица оспаривала не только отказ чиновников в оформлении документов на участок, но и просила произвести некие действия по подготовке документов на оформление участка в собственность.

Получается, что она обратилась в суд за защитой нарушенного права на получение участка в собственность бесплатно по закону о садоводческих товариществах. И спор надо было рассматривать в порядке искового производства.

ВС РФ отменил решения местных судов и постановил пересмотреть спор, учитывая все разъяснения.

Мнение эксперта – Денис Пучков, председатель Совета партнеров, адвокат в адвокатском бюро «Пучков и Партнёры», член Президиума Свердловского регионального отделения Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов:

«Поддержу ВС РФ, так как действительно должна быть определенная последовательность действий сторон. В данном случае, несмотря на якобы незаконность занятых земель фактически в отношениях сторон, ничего не изменилось, пользователь как пользовалась земельным участком, так и пользовалась, а муниципалитет, руководствуясь нормой Закона, зарегистрировал соответствующее СНТ, целью которого являлось освоение ранее выделенной земли. Мне видится, не менее интересным должен быть вопрос правопреемства и даты присвоения членства в СНТ, но и здесь, я думаю, должно иметь ключевую роль дата создания СНТ, а не присвоение статуса члена, с целью определения возможности приватизации земельного участка».

Некоторые примеры рассмотрения споров, связанных с применением земельного законодательства

В соответствии с планом работы Десятого арбитражного апелляционного суда на II полугодие 2008 года обобщена судебная практика по рассмотрению споров, связанных с применением земельного законодательства.
В настоящем обзоре использованы постановления Десятого арбитражного апелляционного суда по конкретным делам за период с июля 2004 года по сентябрь 2008 года.

1. Земельные участки, ограниченные в обороте, могут быть предоставлены в собственность только в случаях, когда закон прямо разрешает передачу такого рода земель из государственной или муниципальной собственности в частную.Общество обратилось в арбитражный суд с иском к администрации района о понуждении заключить с заявителем договор купли-продажи земельного участка.Иск заявлен на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и мотивирован обстоятельствами наличия у истца исключительного права на приватизацию спорного земельного участка и неправомерного уклонения ответчика от заключения договора купли-продажи.

Решением арбитражного суда в удовлетворении иска отказано в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок предоставлен истцу в порядке статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации по договору аренды для строительства гольф-клуба, который в настоящее время не построен, следовательно, оснований для понуждения ответчика к заключению договора не имеется.

Кроме того, срок действия договора аренды предусмотрен на 49 лет. Указанный договор сторонами не расторгался и является действующим.

Постановлением арбитражного апелляционного суда решение отменено, поскольку ответчиком не представлено правомерных оснований для отказа в заключении спорного договора купли – продажи, вывод суда первой инстанции об отсутствии у истца права на приватизацию земельного участка в связи с не окончанием строительства всего комплекса объектов, для размещения которых предоставлен земельный участок, не основан на положениях статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Земельного кодекса Российской Федерации
Земельный кодекс Российской Федерации входит в число нормативных актов, регулирующих земельное законодательство

Постановлением суда кассационной инстанции принятые по делу судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции с указанием на необходимость установить, подлежит ли спорный земельный участок, находящийся в пределах особо охраняемой территории, передаче в частную собственность, и рассмотреть вопрос о возможности приватизации земельного участка.

Суд первой инстанции при повторном рассмотрении дела в удовлетворении иска отказал.

Пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Ограничения оборотоспособности земельных участков установлены также в статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что земельные участки, ограниченные в обороте, могут быть предоставлены в собственность только в случаях, когда закон прямо разрешает передачу такого рода земель из государственной или муниципальной собственности в частную.

Испрашиваемый земельный участок в силу пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не подлежит отчуждению, поскольку является водоохраной зоной водного объекта.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что спорный земельный участок, в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации, относится к землям ограниченным в обороте и  в силу требований статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не подлежит отчуждению.

Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.

Суд кассационной инстанции поддержал позицию судов первой и апелляционной инстанций.

2. Иск о признании права собственности на жилой дом подлежит отклонению, если спорные жилые дома располагаются на земельном участке, не предоставленном истцу для строительства.

Постановлением Администрации района из земель совхоза был изъят и отведен Обществу земельный участок, часть которого была выделена для предоставления Организации под строительство жилых домов. При этом, Общество должно было произвести отвод участка в натуре в установленном порядке, чего, однако, не было реально выделено.

самовольной постройки
В соответствии с нормами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации сохранение самовольной постройки возможно, если она не нарушает права и законные интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан

Организация и Подрядчик заключили договор по разработке проектно-строительной документации на строительство коттеджей, их строительству и сдаче объектов в эксплуатацию. Подрядчик завершил постройки указанных объектов недвижимости.

Организация обратилась в арбитражный суд с иском к Федеральному агентству по управлению имуществом о признании права собственности на жилые дома на основании статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации как на самовольные постройки.

Суд первой инстанции, отказывая Организации в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что истцом не представлено доказательств осуществления им действий, направленных на получение необходимых разрешений и согласований для строительства спорных объектов и оформления в установленном законом порядке права землепользования, тогда как порядок признания права собственности на  самовольную постройку сам по себе не может освобождать от обязанности выполнения установленных законом и иными нормативными правовыми актами правил и условий возведения объектов недвижимости.

Строительство спорных жилых домов должно было осуществляться Организацией на основе проектной документации, согласованной с органами архитектуры и градостроительства, органами государственного контроля и надзора, а утверждение проектной документации соответствующими органами является основанием для выдачи разрешения на строительство.

В материалах дела не имеется доказательств, подтверждающих наличие у Организации разрешения на строительство спорного объекта, утвержденного в установленном законом порядке, а также разрешения о вводе последнего в эксплуатацию, предусмотренных статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Проектная и иная разрешительная документация на строительство жилых домов также не представлена.

В соответствии с нормами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации сохранение самовольной постройки возможно, если она не нарушает права и законные интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Фактом возведения самовольной постройки могут быть нарушены права и законные интересы граждан, поскольку нарушения строительных норм и правил безопасности, допущенные при возведении самовольной постройки, создают угрозу их жизни или здоровью.

Организацией не доказаны обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований.

Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.

Суд кассационной инстанции поддержал позицию судов первой и апелляционной инстанций.

3. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть осуществлено лишь в исключительных случаях. Обоснованность подобного изъятия должна быть подтверждена соответствующими документами территориального планирования.

Органом местного самоуправления принято решение об изъятии у Общества земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности. При этом в качестве основания такого изъятия Орган местного самоуправления указал на строительство объекта муниципального значения – котельной.

Не согласившись с указанным решением Общество обратилось в арбитражный суд с иском о признании его недействительным.

Изъятие земельных участков
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть осуществлено лишь в исключительных случаях

Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные Обществом требования, исходил из того, что оспариваемое постановление принято Органом местного самоуправления в нарушение статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также статей 49, 63 Земельного кодекса Российской Федерации, при этом изъятие земельного участка лишает права Общества как собственника земельного участка осуществлять свои полномочия по владению, пользованию и распоряжению данным земельным участком.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для размещения объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения допускается при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Исходя из принципа, установленного пунктом 4 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство осуществляется на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки. В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд при отсутствии документов территориального планирования. Таким документом применительно к объектам электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения в границах поселения, городского округа является генеральный план, подлежащий утверждению представительным органом местного самоуправления поселения или городского округа.

Суд апелляционной инстанции ознакомившись с представленными Органом местного самоуправления генеральными планами, установил, что в них отсутствуют схемы размещения котельной на земельном участке Общества.

Положениями статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлен определенный порядок выбора земельного участка под строительство объекта. Результатом такого выбора является составление акта, предусмотренного пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, с приложением расчетов убытков собственников земельных участков и последующее утверждение его решением органа местного самоуправления.

Поскольку органом местного самоуправления не представлены ни акт выбора земельного участка, ни расчет убытков, суд апелляционной инстанций пришел к выводу о том, что выбор земельного участка Общества под строительство котельной надлежащим образом Органом местного самоуправления не оформлен.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Органом местного самоуправления нарушен порядок изъятия земельного участка для муниципальных нужд, что свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления.

Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.

Суд кассационной инстанции поддержал позицию судов первой и апелляционной инстанций.

4. Нормами действующего законодательства Российской Федерации не предусмотрено запрета на разделение «единого землепользования» на самостоятельные земельные участки.

земельные участки
Нормами действующего законодательства Российской Федерации не предусмотрено запрета на разделение «единого землепользования» на самостоятельные земельные участки

Общество обратилось в арбитражный суд с иском к Регистратору о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на земельные участки.

Исковые требования мотивированы тем, что Регистратор отказал в государственной регистрации права собственности Общества на земельные участки указав, что они не является объектами, права на которые подлежат государственной регистрации, поскольку согласно кадастровому плану данные участки относятся к единому землепользованию.

Арбитражный суд удовлетворяя требования Общества указал, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации прав, регламентированные статьей 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Суд апелляционной инстанции сделал вывод, что отсутствие в Земельном кодексе Российской Федерации понятия «единое землепользование», не может являться основанием для отказа в заявленной регистрации.

Земельный участок может быть делимым и неделимым.

Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами (абзац 2 пункта 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации).

Суд апелляционной инстанции, из смысла вышеназванных норм материального права с учетом положений пункта 5 Правил кадастрового деления территории Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.00г. №660), пунктов 6.2.5. и 6.2.7 Приказа Федеральной службы Земельного кадастра России от 15.06.01г. №П/119 «Об утверждении документов государственного земельного кадастра» сделал вывод, что земельные участки, относящиеся к одной категории земель, имеющие одинаковый вид разрешенного использования и одну форму собственности могут учитываться в качестве единого землепользования, то есть одного объекта недвижимого имущества, с присвоением им одного кадастрового номера (составной земельный участок).

При этом земельным участкам, обособленным от других участков, входящих в «единое землепользование» присваивается наименование «обособленный участок», а смежным земельным участкам – «условный участок» (пункт 6.2.7. Приказа Федеральной службы Земельного кадастра России от 15.06.01г. №П/119).

Нормами действующего земельного законодательства не предусмотрено запрета на разделение «единого землепользования» на самостоятельные земельные участки.

Из материалов дела усматривается, что земельный участок по решению правообладателя был разделен на три самостоятельных земельных участка без изменения категории земель и вида разрешенного использования. Каждому из трех выделенных земельных участков в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства были присвоены самостоятельные кадастровые номера, составлены кадастровые планы.

земельный участок делимый и неделимыйСледовательно, вышеназванные участки являются объектами недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации. Общество представило Регистратору документы, отвечающие требованиям статьи 18 Федерального закона от 21.07.97 г. №122-ФЗ  «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и необходимые для государственной регистрации права собственности заявителя на вышеназванные земельные участки, а также для государственной регистрации ликвидации объекта – первоначального земельного участка.

Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд полагает, что  оснований, предусмотренных статьей 20 Закона о регистрации, для отказа в осуществлении государственной регистрации права Общества у регистрирующего органа не имелось.

Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.

Суд кассационной инстанции поддержал позицию судов первой и апелляционной инстанций.

5. Установление вида разрешенного использования земельных участков «для дачного строительства» в отношении землепользователей – коммерческих юридических лиц законом не предусмотрено.
На основании обращения Общества Органом местного самоуправления  изменен вид разрешенного использования принадлежащего Обществу на праве собственности земельного участка с «для сельскохозяйственного производства» на «для дачного строительства с правом возведения жилых домов и регистрации проживания в них и хозяйственных строений и сооружений» без изменения категории земельного участка.

Общество обратилось в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости с заявлением о внесении изменений в документы государственного земельного кадастра в связи с принятием Органом местного самоуправления решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости отказала Обществу в удовлетворении вышеназванного заявления, при этом указав, что представленные Обществом документы не могут являться основанием для изменения записи государственного земельного кадастра о разрешенном использовании земельного участка, поскольку заявитель является коммерческой организацией, в отношении которой не предусмотрено установление вида разрешенного использования земли «для дачного строительства».
Общество обратилось в арбитражный суд с иском к Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости о признании незаконным отказа по внесению изменений в государственный земельный кадастр.

Суд первой инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что установление вида разрешенного использования земельных участков «для дачного строительства» в отношении землепользователей – коммерческих юридических лиц, которым является Общество, земельным законодательством не предусмотрено.

Суд апелляционной инстанции сделал вывод, что нормы Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан» допускают использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке  некоммерческим объединениям граждан.

По смыслу положений пункта 1 статьи 16 во взаимосвязи с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предоставление земельных участков «для размещения дачного некоммерческого объединения граждан» осуществляется после государственной регистрации некоммерческого объединения, созданного в результате учреждения либо реорганизации другого садоводческого, огороднического или дачного объединения.

дачного строительства
Допускается использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения

Суд апелляционной инстанции сделал вывод, что законодательством не предусмотрен упомянутый вид использования в отношении земельных участков, ранее предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства и находящихся в собственности, законном владении хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, иных коммерческих организаций.

В соответствии с порядком, установленным статьей 14 вышеуказанного закона допускается использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.

При обращении за внесением изменений в сведения о разрешенном использовании земельного участка у Общества отсутствовали документы, подтверждающие создание соответствующего юридического лица.

Учитывая вышеизложенное, а также то обстоятельство, что доказательств проведения зонирования территории, в границах которой расположен земельный участок, принадлежащий Обществу, с установленным разрешенным использованием земельных участков, в материалы дела не представлено, арбитражный апелляционный суд полагает, что Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости обоснованно отказала Обществу во внесении указанных изменений в государственный земельный кадастр.

Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.

Суд кассационной инстанции поддержал позицию судов первой и апелляционной инстанций.

6. Земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства предоставляются только гражданам и не могут отчуждаться в пользу юридических лиц, поскольку это предполагает изменение их целевого назначения.

Гражданин внес дополнительный вклад в уставный капитал Общества в виде земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения и предоставленного для организации крестьянского хозяйства.

Общество обратилось к Регистратору с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности и права собственности Общества на вышеназванный земельный участок.

Регистратор отказал  в государственной регистрации, мотивировав свой отказ тем, что земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства предоставляются только гражданам и не могут отчуждаться в пользу юридических лиц, поскольку это предполагает изменение их целевого назначения.

Полагая, что отказ в государственной регистрации является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с иском к Регистратору о признании его действий незаконными, обязании осуществить государственную регистрацию.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что в государственной регистрации было отказано правомерно по причине того, что отчуждение такого земельного участка в пользу юридического лица нарушает нормы Земельного кодекса РФ и Гражданского кодекса РФ.

фермерского хозяйства
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности только гражданам

Суд апелляционной инстанции установил, что из представленного в материалах дела кадастрового плана земельного участка следует, что данный земельный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеет разрешенное использование (назначение) – для организации крестьянского хозяйства.

Из положений Федерального закона от 11.06.03 г. №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» следует, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности только гражданам.

В Уставе Общества не предусмотрен такой вид деятельности, как организация крестьянского (фермерского) хозяйства.

Таким образом, документы о передаче земельного участка сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием – для организации крестьянского хозяйства в собственность юридического лица, которое не может являться субъектом крестьянского хозяйства, по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, в связи с чем в государственной регистрации права собственности на основании таких документов было отказано правомерно.

Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.

Суд кассационной инстанции поддержал позицию судов первой и апелляционной инстанций.

Источники:

  • http://nsovetnik.ru/privatizaciya/poryadok_privatizacii_dachnogo_uchastka/
  • http://www.perekop.ru/dachnaya-amnistiya-v-krymu-prodlena/
  • http://anone.ru/news/besplatnaja_privatizacija_sadovogo_uchastka_kogda_net_prichin_otkazat/2016-08-04-1708
  • http://datarealty.ru/articles/privatizacziya/kak-privatizirovat-sadovyj-ili-dachnyj-uchastok-v-2015-godu-po-uproshhyonnoj-skheme.html
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
NedvigInform
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector