Как устанавливается публичный сервитут

Люди, которые хоть немного интересуются земельным законодательством, имеют представление о понятии публичного сервитута. Говоря простыми словами, публичный сервитут – принудительная аренда куска земельного участка у собственника в целях общественного использования. Установление публичного сервитута происходит исключительно в рамках публичного слушания, связанного с доступом к домовой территории, организация такого слушания осуществляется муниципалитетом. В следующей статье вы сможете найти подробную информацию об установлении публичных сервитутов.

Общее описание

Земельный сервитут
Земельный сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком

Земельный сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком.

Обладатели сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Сервитут может быть срочным и постоянным.

Сервитут устанавливается по взаимному соглашению сторон, по решению суда или в соответствии с законом, и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

Земельный кодекс предусматривает 2 вида сервитутов:

  • частные;
  • публичные.

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (частного сервитута).

Публичный сервитут устанавливается в публичных интересах, то есть если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения.

Публичный сервитут может устанавливаться для:

  • прохода или проезда через земельный участок;
  • использования земельного участка;
  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  • выпаса сельскохозяйственных животных;
  • сенокошения;
  • использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;
  • временного пользования земельным участком в целях проведения исследовательских работ;
Предоставление в установленном порядке и случаях, предусмотренных Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства», права ограниченного пользования (сервитута) земельными участками, находящимися в федеральной собственности, в порядке и на условиях, которые установлены гражданским и жилищным законодательством

Определение понятия “публичный сервитут” в законодательстве

Публичный сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком (объектом недвижимости) в интересах неопределенного круга лиц, установленное законом или иным правовым актом Российской Федерации, правовым актом субъекта Российской Федерации, правовым актом органа местного самоуправления с учетом результатов публичных слушаний в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Территория сервитута определяется на стадии подготовки документации по планировке территории – проекта межевания.

(Решение Совета депутатов городского округа Щербинка МО от 23.03.2012 N 404/91 “Об утверждении Правил землепользования и застройки части территории городского округа Щербинка Московской области”)

Публичный сервитут –  право ограниченного пользования чужим земельным участком, установленное законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления с учетом результатов общественных слушаний по обсуждению документации по планировке территории, в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

(статья 1 Правил землепользования и застройки города Кирова, утвержденных решением Кировской городской Думы от 29.04.2009 N 28/10)

Публичный сервитут – сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления, для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. В нормативных правовых актах, указанных в настоящем пункте Методических рекомендаций, может быть установлена обязанность органа, установившего сервитут, по выплате лицу, земельный участок которого обременен сервитутом, соразмерной платы за сервитут, а также может быть установлен размер данной платы.

(“Временные Методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут”, утвержденные Росземкадастром 17.03.2004 года (впоследствии признанные недействующими решением Верховного Суда РФ от 18.12.2014 N АКПИ14-1093).

Установление публичного сервитута. Порядок. Цели

В отличие от сервитута частного, который устанавливается либо соглашением сторон, либо на основании решения суда, публичный сервитут устанавливается органами власти или местного самоуправления.

Для установления публичного сервитута не требуется согласие владельца земельного участка, не заключается с ним и соглашение.

Права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, определяются законом или иным нормативным правовым актом, которым установлен такой сервитут (п. 2 ст. 41 ЗК РФ).

Публичный сервитут, согласно п. 2 ст. 23 ЗК РФ устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Порядок установления публичного сервитута

Обеспечение государственной регистрации сервитутов, установленных в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог, за исключением сервитутов, установленных на срок менее чем один год ведется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в течение 18 календарных дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.

Размер платы за публичный сервитут установлен Приказом Минтранса России от 05.09.2014 № 240 «Об утверждении Порядка определения платы за публичный сервитут в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации» и составляет 0,12% кадастровой стоимости земельного участка в год.

В двухнедельный срок с даты принятия распоряжения об установлении сервитута департамент готовит проект соглашения, предусматривающего размер платы за установление публичного сервитута.

Владелец инженерных коммуникаций и департамент заключают соглашение, предусматривающее размер платы за установление публичного сервитута.

Наименование мероприятия

Ответственный исполнитель

Срок исполнения

Подача заявления об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации с приложением документов, установленных приказом Министерства транспорта РФ от 17.10.2012 № 373 Владелец инженерных коммуникаций
Рассмотрение заявления, принятие решения об установлении публичных сервитутов Департамент имущественных отношений Администрации города (далее – Департамент) В соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 17.10.2012 № 373 (10 рабочих дней с даты регистрации заявления)
Подготовка соглашения, предусматривающего размер платы за установление публичного сервитута Департамент В двухнедельный срок с даты принятия распоряжения об установлении публичного сервитута
Заключение соглашения, предусматривающего размер платы за установление публичного сервитута Владелец инженерных коммуникаций, Департамент
Обеспечение государственной регистрации сервитутов, установленных в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог, за исключением сервитутов, установленных на срок менее чем один год

 

Владелец инженерных коммуникаций В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в течение 18 календарных дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации)

Общественные слушания

Согласно статье 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Могут устанавливаться публичные сервитуты для:

  • Земельного кодекса РФ
    Согласно статье 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления

    прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

  • использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  • сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
  • использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
  • временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ.

Положение о порядке организации и проведения общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного на территории города, утверждено постановлением Администрации города от 29.01.2010 № 48-п.

Куда обращаться и что приложить к заявлению

Заявления заинтересованных лиц об установлении публичного сервитута направляются в Администрацию города.

В заявлении указываются:

  • обоснование необходимости установления публичного сервитута с приложением документов, подтверждающих наличие интересов местного населения в установлении публичного сервитута, использование земельного участка неопределенным кругом лиц;
  • наименование и адрес заинтересованного лица или его представителя, в случае если заявителем является физическое лицо указать фамилию, имя, отчество;
  • местоположение, кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установление публичного сервитута;
  • цели установления публичного сервитута;
  • срок действия публичного сервитута;
  • сведения о правообладателе земельного участка, в отношении которого предполагается установление публичного сервитута.

К заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, в отношении которого планируется установление публичного сервитута.

Заявители

I. Получатели государственной услуги:

Юридические лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства – собственники объектов недвижимого имущества.

II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги:

  1. Лица, указанные в п. I.
  2. Уполномоченные представители физических лиц — лица, уполномоченные на представление интересов физических лиц соответствующей доверенностью.
  3. Уполномоченные представители юридических лиц — руководители, действующие на основании учредительных документов, а также лица, уполномоченные на представление интересов юридического лица соответствующей доверенностью.

Комментарий: указанные лица являются получателями государственной услуги при наличии следующих обстоятельств:

  1. В отношении земельного участка, находящегося в федеральной собственности, принято решение межведомственного коллегиального органа о передаче полномочий Комитету по земельным ресурсам и землеустройству по предоставлению права ограниченного пользования (сервитута) земельными участками в порядке и на условиях, которые установлены гражданским законодательством и земельным законодательством.
  2. Необходимость обеспечения прохода и проезда, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд заявителя – собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без предоставления права ограниченного пользования (частного сервитута) в отношении земельного участка, находящегося в федеральной собственности.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. подавать заявление
    Заявителю необходимо обратится в Комитет имущественных отношений

    Обращается в Комитет имущественных отношений  (далее  — Комитет).

  2. Подает заявление по форме и необходимые документы.
  3. Получает экземпляр расписки о приеме документов и экземпляр заявления с отметкой о приеме.
  4. В случае принятия Комитетом решения об отказе в предоставлении услуги — получает экземпляр заключения об отказе в предоставлении права ограниченного пользования (частного сервитута) земельным участком, находящимся в федеральной собственности.
  5. В случае принятия Комитетом решения о предоставлении государственной услуги — получает уведомление о необходимости явиться в Отдел землепользования и стратегических проектов Комитета в течение месяца для подписания соглашения по форме, а также получает информацию об этом по телефону.
  6. После получения уведомления по телефону о подписании соглашения — получает в о Отделе землепользования и стратегических проектов Комитета соглашение в двух экземплярах и доверенность по форме.

Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:

  1. Обращение с заявлением лица, не являющегося собственником земельного участка или иного недвижимого имущества, соседствующего с земельным участком, подлежащим обременению частным сервитутом.
  2. Нужды собственника земельного участка или иного недвижимого имущества могут быть обеспечены способом иным, нежели предоставление частного сервитута.
  3. Представлен неполный комплект требуемых документов, за исключением документов, которые Комитет запрашивает в порядке межведомственного взаимодействия.

Порядок действий уполномоченной организации

I. Прием и регистрация заявления о предоставлении права ограниченного пользования (частного сервитута) земельным участком

Специалист Комитета:

  1. заявление
    Специалист Комитета принимает заявление в двух экземплярах по форме, подписанное заявителем (представителем)

    Принимает заявление в двух экземплярах по форме, подписанное заявителем (представителем).

  2. Проверяет наличие в заявлении наименования заявителя и его адреса.
  3. Регистрирует заявление в системе электронного документооборота.
  4. Составляет расписку в двух экземплярах, один экземпляр расписки и один экземпляр заявления с отметкой о приеме выдает заявителю.
  5. Из представленных документов формирует дело по земельному участку, в отношении которого требуется установить сервитут (далее – дело).
  6. В случае необходимости подготавливает проекты межведомственных запросов в Росреестр, ФНС, ФГБУ «ФКП Росреестра» по.
  7. Передает проекты межведомственных запросов начальнику отдела.

II. Направление межведомственных запросов в ФНС, Росреестр, ФГБУ «ФКП Росреестра»

Специалист Комитета:

  • Направляет заместителю председателя Комитета в электронном виде проекты запросов в Росреестр, ФНС, ФГБУ «ФКП Росреестра»  о предоставлении в рамках межведомственного информационного взаимодействия выписки из ЕГРП, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, кадастрового паспорта.

III. Поступление ответов на межведомственные запросы в ОПГП

Специалист Комитета:

  1. Росреестр
    Специалист комитета олучает ответы на межведомственные запросы из ФНС, Росреестра, ФГБУ «ФКП Росреестра»

    Получает ответы на межведомственные запросы из ФНС, Росреестра, ФГБУ «ФКП Росреестра».

  2. Подготавливает пакет документов в составе:
    • проект распоряжения о предоставлении права ограниченного пользования (частного сервитута) земельным участком, находящимся в федеральной собственности по форме;
    • проект сопроводительного письма на имя начальника отдела правовой экспертизы юридического управления (далее – Отдел правовой экспертизы);
    • справку согласования проекта распоряжения Комитета.
  3. Обеспечивает подписание сопроводительного письма и справки согласования начальником районного отдела.
  4. Передает дело в Отдел правовой экспертизы через Сектор технологического сопровождения.

IV. Поступление документов в Отдел правовой экспертизы для проведения правовой экспертизы

Специалист Отдела правовой экспертизы, уполномоченный на проведение правовой экспертизы документов Комитета:

  1. Проводит правовую экспертизу документов, по результатам которой принимает одно из следующих решений.
  2. В случае соответствия пакета документов требованиям действующего законодательства и обоснованности заявления (невозможности обеспечения нужд заявителя – собственника недвижимого имущества, без предоставления права ограниченного пользования (частного сервитута) передает проект Распоряжения начальнику Отдела правовой экспертизы для визирования справки согласования.
  3. В случае несоответствия пакета документов требованиям действующего законодательства и/или необоснованности заявления подготавливает проект заключения об отказе в предоставлении права ограниченного пользования (частного сервитута) земельным участком, находящимся в федеральной собственности (в трех экземплярах) и передает начальнику Отдела правовой экспертизы для визирования текста заключения.
правовую экспертизу документов
Специалист Отдела правовой экспертизы роводит правовую экспертизу документов, по результатам которой принимает одно из следующих решений

V.Подписание председателем Комитета распоряжения о предоставлении частного сервитута либо заключения об отказе в предоставлении частного сервитута

Начальник Отдела правовой экспертизы:

  1. Визирует справки согласования проекта Распоряжения либо проекта заключения об отказе в предоставлении права ограниченного пользования (частного сервитута) земельным участком, находящимся в федеральной собственности.
  2. Передает проекта Распоряжения либо заключения об отказе в предоставлении права ограниченного пользования (частного сервитута) земельным участком, находящимся в федеральной собственности, на подпись председателю Комитета.

Председатель Комитета:

  1. Подписывает Распоряжение либо заключение об отказе в предоставлении права ограниченного пользования (частного сервитута) земельным участком, находящимся в федеральной собственности.
  2. Передает документы на регистрацию в Сектор контроля.

VI. Регистрация Распоряжения либо заключения об отказе в предоставлении права ограниченного пользования (частного сервитута) земельным участком, находящимся в федеральной собственности

Специалист Сектора контроля Комитета:

  1. В случае подписания председателем Комитета Распоряжения:
    • присваивает регистрационные номера Распоряжению;
    • изготавливает и заверяет две копии Распоряжения;
    • приобщает оригинал Распоряжения со справкой согласования в архив Комитета;
    • передает две заверенные копии Распоряжения в отдел.
  2. В случае подписания председателем Комитета заключения об отказе в предоставлении права ограниченного пользования (частного сервитута) земельным участком, находящимся в федеральной собственности:
    • присваивает указанному заключению регистрационный номер;
    • один экземпляр заключения направляет заявителю почтовым отправлением для выдачи заявителю;
    • один экземпляр заключения приобщает в архив Комитета.

VII. Подготовка проектов соглашения и доверенности

Специалист Комитета:

  1. Подготавливает проект
    Специалист Комитета подготавливает проект соглашения в трех экземплярах по форме

    Подготавливает проект соглашения в трех экземплярах по форме.

  2. Проект доверенности в трех экземплярах по форме.
  3. Направляет заявителю уведомление о необходимости явиться в ОЗСП в течение месяца для подписания соглашения, а также информирует об этом заявителя по телефону.

Специалист Комитета:

  1. После личного обращения заявителя в ОЗСП для подписания соглашения, обеспечивает подписание соглашения заявителем в трех экземплярах.
  2. Направляет через Сектор контроля председателю Комитета соглашение (в трех экземплярах) и доверенность.
  3. В случае неявки заявителя в течение одного месяца со дня получения уведомления, подготавливает проект распоряжения о признании утратившим силу и направляет его через Сектор контроля на подпись председателю Комитета.

VIII. Подписание соглашения и доверенности председателем Комитета 

Председатель Комитета:

  • Подписывает соглашение и доверенность и передает документы на регистрацию в Сектор контроля.

IХ. Выдача заявителю соглашения и доверенности 

Специалист Сектора контроля Комитета:

  1. Присваивает регистрационные номера соглашению и доверенности.
  2. Заверяет печатью Комитета все экземпляры соглашения и доверенности.
  3. Приобщает один экземпляр доверенности в архив Комитета.
  4. Передает три экземпляра соглашения и два экземпляра доверенности в ОЗСП для выдачи заявителю.

Специалист Комитета:

  1. Уведомляет заявителя по телефону о необходимости обращения в ОЗСП за получением соглашения и доверенности.
  2. В день обращения заявителя выдает ему соглашение в двух экземплярах и доверенность.
  3. Приобщает к делу по одному экземпляру соглашения и доверенности.
  4. Вносит сведения о дате выдачи соглашения и доверенности заявителю и способе получения заявителем документов в систему электронного документооборота.

Документы

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные к представлению документы:

  1. Заявление писать
    Заявление по форме – обязательный к предоставлению документ

    Заявление по форме.

  2. Документ, удостоверяющий личность заявителя (физического лица), в качестве которого может выступать:
    • паспорт гражданина Российской Федерации (далее – РФ);
    • временное удостоверение личности гражданина РФ со сроком действия не более двух месяцев;
    • удостоверение личности офицера, удостоверение личности военнослужащего действительной военной службы, военный билет, паспорт (удостоверение личности) моряка;
    • паспорт, удостоверяющий личность гражданина РФ за пределами РФ (заграничный паспорт гражданина РФ, гражданина СССР), с отметкой о постоянном месте жительства за пределами РФ;
    • свидетельство о рождении для несовершеннолетних в возрасте до 14 лет;
    • свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу, выданное на срок не более шести месяцев, удостоверение беженца;
    • национальный паспорт иностранного гражданина, вид на жительство иностранного гражданина, постоянно проживающего в РФ, либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;
    • удостоверение личности лица без гражданства, вид на жительство лица без гражданства, постоянно проживающего в РФ, либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства.
  3. Документы, удостоверяющие личность представителя юридического лица, подающего документы от имени заявителя, и документы, подтверждающие его полномочия:
    • документ, подтверждающий полномочия представителя юридического лица, действующего без доверенности: протокол (выписка из протокола) об избрании руководителя в случае, если исполнительные органы юридического лица в соответствии с Уставом (Положением) избираются на основании решения органа управления, в иных случаях – приказ о назначении руководителя на должность (оригинал или копия, заверенная подписью руководителя и скрепленная печатью юридического лица);
  4. паспорт

    В некоторых случаях необходимы документы, подтверждающие личность представителя заявителя

    Документы, подтверждающие необходимость установления обременения для обеспечения нужд заявителя, которые не могут быть обеспечены иначе, чем посредством предоставления частного сервитута.

  5. Межевой план на часть земельного участка, предполагаемого к обременению частным сервитутом, в случае если к обременению предполагается часть земельного участка.
  6. Документы, подтверждающие правоспособность юридического лица:
    • учредительные документы (Устав, Положение) со всеми зарегистрированными изменениями и дополнениями, если они имели место (копии, скрепленные печатью юридического лица);
    • выписка из государственного реестра юридических лиц (оригинал).
  7. Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) о правах на земельный участок, принадлежащий заявителю, или о правах на иное недвижимое имущество, принадлежащее заявителю, обеспечение нужд которого не могут быть обеспечены иначе, чем посредством предоставления частного сервитута.
  8. Выписка из ЕГРП о правах на земельный участок, предполагаемый к обременению частным сервитутом.
  9. Кадастровый паспорт земельного участка, принадлежащего заявителю или кадастровый паспорт иного недвижимого имущества, принадлежащего заявителю, обеспечение нужд которого не могут быть обеспечены иначе, чем посредством установления частного сервитута.
  10. Кадастровый паспорт земельного участка, предполагаемого к обременению частным сервитутом.

II. Дополнительные документы (в случае обращения представителя заявителя):

  1. Документы, подтверждающие личность представителя заявителя.
  2. Доверенность.

III. Документы, представляемые по собственной инициативе заявителя:

  1. Выписки из государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
  2. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц.

Документы, выдаваемые заявителю

  1. Экземпляр расписки о приеме документов и экземпляр заявления с отметкой о приеме.
  2. Экземпляр заключения об отказе в предоставлении права ограниченного пользования (частного сервитута) земельным участком, находящимся в федеральной собственности.
  3. Соглашение в двух экземплярах по форме.
  4. Доверенность по форме.

Порядок и сроки рассмотрения заявления

При поступлении заявления департамент архитектуры и градостроительства Администрации города в месячный срок со дня получения заявления обеспечивает:

  • подготовку заключения о доступе к земельному участку заинтересованного лица;
  • подготовку заключения о необходимости и целесообразности (отсутствии необходимости, нецелесообразности) установления публичного сервитута в отношении земельного участка и направление его заинтересованному лицу и в уполномоченный орган (департамент имущественных отношений);
  • в случае необходимости и целесообразности установления публичного сервитута направление в уполномоченный орган схемы границ земельных участков, попадающих в сферу действия публичного сервитута, в бумажном виде и в электронном виде в формате MapInfo.

После получения информации от департамента архитектуры и градостроительства Администрации города уполномоченный орган в трехмесячный срок со дня поступления заявления осуществляет подготовку проекта правового акта Администрации города о проведении общественных слушаний.

Оспаривание нормативного акта об установлении сервитута в суде. Подведомственность спора

Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке, то есть, требовать в суде признания указанного правового акта недействительным (п. 8 статьи 23 ЗК РФ).

Пунктом 1 статьи 61 ЗК РФ предусмотрено, что … нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

суд_
Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке, то есть, требовать в суде признания указанного правового акта недействительным

Согласно части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 2.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 N 58 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов” заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в арбитражный суд, если федеральным законом прямо предусмотрено обжалование нормативного правового акта в арбитражный суд, а также, если в федеральном законе содержится указание на рассмотрение в арбитражном суде споров в определенной сфере правового регулирования, так как это означает, в том числе и возможность обжалования в арбитражный суд нормативных правовых актов в этой сфере.

Таким образом, законодатель помимо связи предмета спора с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, определил необходимость установления судом федерального закона, который бы отнес рассмотрение данных дел к компетенции арбитражного суда.

Исходя из положений пункта 8 статьи 23 и пункта 1 статьи 61 ЗК РФ, не содержащих указаний о том, что споры о признании недействующим нормативного правового акта об установлении публичного сервитута отнесены к компетенции арбитражных судов, такие споры не подлежат рассмотрению арбитражным судом.

Учитывая изложенное, за защитой своих прав, в данном случае, следует обращаться не в арбитражный суд, а в суд общей юрисдикции в порядке, изложенном в Кодексе административного производства РФ с административным исковым заявлением о признании недействующим нормативного правового акта РФ, субъекта РФ, или органа местного самоуправления.

Сервитут в отношении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Глава V.3 Земельного кодекса РФ (“Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности”) введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

Теперь Земельным кодексом предусмотрена возможность установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности).  Если такой земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год, с целью заключения соглашения об установлении сервитута необходимо обратиться к землепользователю, землевладельцу, арендатору (п. 1 ст. 39.24 ЗК РФ).

Порядок обжалования

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными лицами, государственными служащими Комитета, в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

  • писать жалобу
    Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в Комитет

    нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;

  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами, для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами , для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами ;
  • отказ Комитета, должностного лица Комитета в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в Комитет. Жалобы на решения, принятые председателем Комитета, подаются вице-губернатору, непосредственно курирующему деятельность Комитета. Жалоба может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта Комитета, Портала, а также может быть принята при личном приеме заявителя.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Комитета, должностного лица Комитета, либо государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), сведения о месте жительства заявителя – физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя – юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) или почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Комитета, должностного лица Комитета, либо государственного служащего;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, должностного лица Комитета, либо государственного служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
председателем Комитета
Жалоба, поступившая в Комитет, подлежит рассмотрению председателем Комитета

Жалоба, поступившая в Комитет, подлежит рассмотрению председателем Комитета, заместителем председателя Комитета, осуществляющим контроль и координацию деятельности отдела агропромышленного комплекса Управления поддержки промышленности и агропромышленного комплекса, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб в следующие сроки:

  • в течение пятнадцати рабочих дней со дня регистрации жалобы;
  • в течение пяти рабочих дней со дня регистрации жалобы в случае обжалования отказа Комитета, должностного лица Комитета в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений.

По результатам рассмотрения жалобы Комитет принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Комитетом опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также в иных формах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

Заявитель вправе обжаловать решения по жалобе вышестоящим должностным лицам.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб (председатель, первый заместитель председателя), незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры. Информация о порядке подачи и рассмотрения жалобы размещается на официальном сайте Комитета, на федеральном Портале, Портале, а также может быть сообщена заявителю в устной и/или письменной форме.

Комментарий к Ст. 23 ЗК РФ

1. Земельный сервитут как юридическая конструкция выполняет весьма важную функцию: он позволяет в заранее оговоренных и ограниченных правом пределах использовать чужой (находящийся в чужом владении) земельный участок. Сервитут, как правило, связывают с возможностью проезжать, проходить, прокладывать коммуникации через чужие земли. Но сервитут может быть предназначен и для других видов использования участка.

Земельный сервитут_1
Земельный сервитут как юридическая конструкция выполняет весьма важную функцию: он позволяет в заранее оговоренных и ограниченных правом пределах использовать чужой (находящийся в чужом владении) земельный участок

Главное, обладатель права сервитута не владеет той частью чужой земли, которая является объектом сервитута, а может ею только пользоваться, причем пользоваться определенным образом. В этом смысл ограниченного пользования земельным участком при реализации сервитута.

Признание возможности и права использовать земельный участок соседям или просто неопределенному числу лиц (например, при пользовании прибрежной полосой) проистекает из здравого смысла и разумного использования любой территории. Известно, что владелец земельного участка может наложить максимальный запрет на проникновение в границы своих земель. Такая возможность подкреплена в том числе правом защиты владения.

Но тесно расположенные, соприкасающиеся границами земельные участки при таком безусловном праве собственников или пользователей могут создать проблему при передвижении по территории. Ясно, что поиски обхода или объезда занимают известное количество времени и усилий. Сервитут позволяет решить эту проблему.

Правовой опыт выработал два варианта установления сервитута: один — по согласованию сторон, когда владелец участка, на котором предполагается сервитут, может не согласиться на такой вид использования и его воля имеет определенное значение. Тогда речь идет о частном сервитуте.

Еще одна особенность этого сервитута — то, что его обладателем является определенный круг заинтересованных лиц. Другой вариант — когда сервитут устанавливается на основании государственного акта или акта местного самоуправления. В этом случае владелец земельного участка обязан принять такое обременение в интересах сообщества.

И поскольку такой «принудительный» сервитут устанавливается именно в публичных интересах, он носит название сервитута публичного. Право сервитута как разновидность вещного права лиц, не являющихся собственниками имущества, было установлено ст. 216 ГК, а с введением в действие гл. 17 ГК отношения сервитута регулировались статьями данной главы. Большая часть норм ГК относится к регулированию сервитута частного.

Согласно ст. 274 ГК собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях — и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). В этом заключается современное правовое содержание сервитута, установленное гражданским законодательством.

ст. 274 ГК Деления сервитута на частный и публичный ГК не знает. При этом сервитут может устанавливаться для нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута: обеспечения прохода, проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации и др.

Указанной выше статьей ГК также подтверждается, что сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Поскольку обладателем сервитута может быть только обладатель права собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на соседний земельный участок или иную недвижимость, законом (ст. 275 ГК) установлено условие, согласно которому сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

Следует заметить, что указанное положение распространяется не только на собственников, но и на владельцев и пользователей недвижимого имущества, поскольку на основании ст. 274 ГК сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного пользования.

Источники:

  • http://admomsk.ru/web/guest/progress/city-property/land/easement/open
  • http://logos-pravo.ru/articles/publichnyy-servitut-opredelenie-ponyatiya
  • https://gu.spb.ru/188651/traditional/
  • http://domamira.su/chto-takoe-publichnyj-servitut/
  • http://stzkrf.ru/23
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
NedvigInform
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector