Что такое общее имущество многоквартирного дома

Приветствую всех на странице моего блога!

Каждый собственник квартиры знает, что у каждого многоквартирного дома имеется общее имущество, за которое  несут ответственность все жильцы. Чаще всего вопросы распоряжения жилым имуществом решает собрание жильцов, на котором обсуждаются все текущие моменты.

Итак, в следующей статье мы подробно рассмотрим права и обязанности в отношении общего имущества жильцов многоквартирного дома.

Что такое многоквартирный дом

Многоквартирным
Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме

Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

Многоквартирный дом – это сложный  технический объект, которым необходимо умело управлять и содержать его. От качества управления зависит комфортность проживания в доме, потребительская стоимость каждой отдельной квартиры и нежилого помещения.

К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся:

1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта;

1.1) принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта;

1.1-1) принятие решений о размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета, заключении договора банковского вклада (депозита) в целях размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете (далее — специальный депозит), совершении операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете, специальном депозите в российской кредитной организации, в которой должен быть открыт специальный счет, специальный депозит, размещении временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, специальном депозите в российских кредитных организациях;

собственников
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся принятие решений о пользовании общим имуществом

1.2) принятие решений о получении товариществом собственников жилья либо жилищно-строительным кооперативом, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управляющей организацией и при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме лицом, уполномоченным решением общего собрания таких собственников, кредита или займа на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, об определении существенных условий кредитного договора или договора займа, о получении данными лицами гарантии, поручительства по этим кредиту или займу и об условиях получения указанных гарантии, поручительства, а также о погашении за счет фонда капитального ремонта кредита или займа, использованных на оплату расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и об уплате процентов за пользование данными кредитом или займом, оплате за счет фонда капитального ремонта расходов на получение указанных гарантии, поручительства;

2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им;

3) принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме;

3.1) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания;

3.2) принятие решений об использовании системы или иных информационных систем при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования;

3.3) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на использование системы или иных информационных систем при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования (далее — администратор общего собрания);

жильцы
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится ) выбор способа управления многоквартирным домом

3.4) принятие решения о порядке приема администратором общего собрания сообщений о проведении общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, а также о продолжительности голосования по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием системы;

3.5) принятие решения о порядке финансирования расходов, связанных с созывом и организацией проведения управляющей организацией, правлением товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива общего собрания в соответствии с частью 6 статьи 45 настоящего Кодекса;

4) выбор способа управления многоквартирным домом;

4.1) принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме;

4.2) принятие решения о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме;

4.3) принятие решения о наделении председателя совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений по вопросам, не указанным в части 5 статьи 161.1 настоящего Кодекса, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;

5) другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Управление многоквартирным домом – это деятельность по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания; надлежащему содержанию дома и земельного участка, на котором расположен дом и связанные с ним объекты недвижимости; своевременному ремонту общего имущества многоквартирного дома и расположенных на земельном участке объектов; решению вопросов владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения указанным имуществом; предоставлению коммунальных услуг.

Состав общего имущества в доме

Общее имущество в многоквартирном доме принадлежит собственникам помещений в этом доме на праве общей долевой собственности.

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади его помещения. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме следует судьбе права собственности на указанное помещение.

Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

К общему имуществу в многоквартирном доме в соответствии со ст.36 ЖК РФ относятся:

  • плата
    Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме

    помещения в доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

  • крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
  • земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. При этом земельный участок должен быть в установленном порядке поставлен на кадастровый учет и включен в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Собственник помещения в многоквартирном доме не вправе:

1) осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме;
2) отчуждать свою долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а также совершать иные действия, влекущие за собой передачу этой доли отдельно от права собственности на указанное помещение.

По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.

Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

Право собственности на общее имущество собственников в многоквартиром доме

  С  принятием  нового  Жилищного  кодекса  Российской  Федерации  жилищные  правоотношения  претерпели  серьезные  изменения,  появилось  такое  понятие, как общее  имущество собственников  помещений  в  многоквартирном  доме.

  К общему имуществу многоквартирного дома относятся помещения, не являющиеся частями квартир (иных основных помещений) и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе: межквартирные лестничные площадки, лестницы; лифты, лифтовые и иные шахты; коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома; механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном участке.

 Таким образом, общее имущество в многоквартирном доме не является самостоятельным объектом права собственности и функционально связано с жилыми помещениями. Право собственности на общее имущество возникает в момент государственной регистрации права собственности на жилые помещения, расположенные в многоквартирном доме (ст. 131 ГК РФ).

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади помещения в доме, принадлежащего тому или иному лицу на праве собственности (ч. 1 ст. 37 ЖК РФ). Что касается отнесения земельного участка к общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме, то данные вопросы обозначены в ст. 16 Федерального закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ.

жк
С принятием нового Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные правоотношения претерпели серьезные изменения, появилось такое понятие, как общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме

 Как  предусмотрено ч. 2 ст. 36, собственники владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в таком многоквартирном доме. Вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в общей долевой собственности, подлежат регламентации ст. 246 и 247 ГК РФ.

Уменьшить размер общего имущества допустимо только с согласия всех собственников путем реконструкции дома (ч. 3 ст. 36).

Что же касается передачи общего имущества в пользование иным лицам, то решение об этом принимает общее собрание собственников. Причем решение правомочно, если оно принимается большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ). То есть в данном случае достаточно квалифицированного большинства, а не согласия всех собственников. Условием такой передачи является соблюдение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

      Земельный участок может быть ограничен в праве пользования по основаниям, установленным ст. 56 ЗК РФ и ст. 274 – 277 ГК РФ. Такие ограничения подлежат государственной регистрации (ст. 131 ГК РФ).

      Право ограниченного пользования земельным участком (сервитут) может устанавливаться для обеспечения прохода или проезда через земельный участок, прокладки линий электропередачи, связи, трубопроводов и т.д. (ст. 274 ГК РФ).

       В случае разрушения (случайной гибели) дома собственники сохраняют свою долю в праве общей долевой собственности на оставшийся земельный участок, а также на расположенные на участке объекты, которые предназначались для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома.

Правовой комментарий к статье 36 “ЖК РФ”

1. К общему имуществу многоквартирного дома относятся помещения, не являющиеся частями квартир (иных основных помещений) и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе: межквартирные лестничные площадки, лестницы; лифты, лифтовые и иные шахты; коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома; механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном участке.

Таким образом, общее имущество в многоквартирном доме не является самостоятельным объектом права собственности и функционально связано с жилыми помещениями. Право собственности на общее имущество возникает в момент государственной регистрации права собственности на жилые помещения, расположенные в многоквартирном доме (ст. 131 ГК РФ).

2. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади помещения в доме, принадлежащего тому или иному лицу на праве собственности (ч. 1 ст. 37 ЖК РФ). Что касается отнесения земельного участка к общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме, то данные вопросы обозначены в ст. 16 Федерального закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ.

лестница
К общему имуществу многоквартирного дома относятся помещения, не являющиеся частями квартир

3. Как сказано в ч. 2 ст. 36, собственники владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в таком многоквартирном доме. Вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в общей долевой собственности, подлежат регламентации ст. 246 и 247 ГК РФ.

Уменьшить размер общего имущества допустимо только с согласия всех собственников путем реконструкции дома (ч. 3 ст. 36).

Что же касается передачи общего имущества в пользование иным лицам, то решение об этом принимает общее собрание собственников. Причем решение правомочно, если оно принимается большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ). То есть в данном случае достаточно квалифицированного большинства, а не согласия всех собственников. Условием такой передачи является соблюдение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

4. Земельный участок может быть ограничен в праве пользования по основаниям, установленным ст. 56 ЗК РФ и ст. 274 – 277 ГК РФ. Такие ограничения подлежат государственной регистрации (ст. 131 ГК РФ).

Право ограниченного пользования земельным участком (сервитут) может устанавливаться для обеспечения прохода или проезда через земельный участок, прокладки линий электропередачи, связи, трубопроводов и т.д. (ст. 274 ГК РФ).

Часть 5 комментируемой статьи посвящена вопросам ограничения прав на земельный участок, занятый многоквартирным домом. Здесь имеются в виду случаи, когда доступ к каким-либо объектам невозможен без прохода по территории этого дома. При этом собственники дома не вправе перекрыть доступ к тем объектам, которые существовали до введения в действие ЖК РФ. Что касается новых объектов, то доступ к ним (т.е. порядок и условия ограниченного пользования территорией многоквартирного дома) предоставляется по договоренности сторон. В случае же спора вопрос решается в судебном порядке (см. п. 3 ст. 274 ГК РФ).

5. В случае разрушения (случайной гибели) дома собственники сохраняют свою долю в праве общей долевой собственности на оставшийся земельный участок, а также на расположенные на участке объекты, которые предназначались для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома.

Судебная практика по статье 36 ЖК РФ

79012_886605

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 305-КГ16-10570

ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 14 декабря 2016 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Грачева И.Л., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Териберский берег» на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.10.2015, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2016 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.05.2016 по делу № А40-78400/2015,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Териберский Берег» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее Управление Росреестра), оформленного сообщением от 07.04.2015 № 17/094/2014-706, об отказе в государственной регистрации права собственности Общества на земельный участок с кадастровым номером 50:61:0010118:15, расположенный по адресу: Москва, городской округ Щербинка, ул. 40 лет Октября, д. 11, и об обязании Управления Росреестра осуществить государственную регистрацию права собственности Общества на указанный земельный участок.

Арбитражный суд города Москвы решением от 28.10.2015, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2016 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16.05.2016, отказал в удовлетворении заявления Общества.
суды
Общество, ссылаясь на существенное нарушение судами трех инстанций норм материального и процессуального права, прав и законных интересов заявителя, обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре принятых по делу судебных актов в кассационном порядке

Общество, ссылаясь на существенное нарушение судами трех инстанций норм материального и процессуального права, прав и законных интересов заявителя, обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре принятых по делу судебных актов в кассационном порядке.

Дело 09.09.2016 истребовано из Арбитражного суда города Москвы.

Согласно пунктам 1 и 2 части 7 статьи 291.6 АПК РФ по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит либо определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, либо о передаче кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 АПК РФ).

Изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что имеются основания для передачи кассационной жалобы Общества вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что имеются основания для передачи кассационной жалобы Объединения вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество в период с 19.06.2008 по 10.09.2014 выкупило и стало собственником восьми жилых квартир, находящихся в восьмиквартирном жилом доме с кадастровым номером 50:61:0010121:145, расположенном по адресу: Москва, городской округ Щербинка, ул. 40 лет Октября, д. 11.

maxresdefault_live-1280x720
После разрушения названного дома Общество 02.12.2014 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о регистрации его права собственности на сформированный под указанным домом земельный участок площадью 1700 кв.м с кадастровым номером 50:61:0010118:15

После разрушения названного дома Общество 02.12.2014 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о регистрации его права собственности на сформированный под указанным домом земельный участок площадью 1700 кв.м с кадастровым номером 50:61:0010118:15.

К заявлению о регистрации Общество приложило правоустанавливающие документы на все приобретенные квартиры и составленный кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ в целях снятия с кадастрового учета многоквартирного дома акт обследования от 21.11.2014, подтверждающий отсутствие на земельном участке с кадастровым номером 50:61:0010118:15 указанного дома.

Управление Росреестра 07.04.2015 отказало Обществу в государственной регистрации права собственности на названный земельный участок сославшись на абзац 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ), мотивировав свой отказ отсутствием правовых оснований для регистрации частной (индивидуальной) собственности на общее имущество в многоквартирном доме за одним лицом – Обществом и выявление по результатам правовой экспертизы представленных на регистрацию документов противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами.

Общество, считая, что решение об отказе в государственной регистрации является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

В обоснование заявления Общество сослалось на следующее: спорный земельный участок сформированный под многоквартирным домом, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 189-ФЗ перешел в общую долевую собственность собственников жилых помещений в доме; в связи с приобретением в период с 2008 по 2014 годы по договорам купли-продажи всех помещений (квартир) в собственность Общество приобрело все доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в том числе на земельный участок, а следовательно, стало его единственным владельцем и собственником.

Земельного кодекса Российской Федерации
Суды первой и апелляционной инстанций ссылались на статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации

Суды первой и апелляционной инстанций, сославшись на статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшую до 01.03.2016 статьи 235, 244 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), статью 20 Закона № 122-ФЗ, разъяснения, приведенные в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания», пришли к выводу об отсутствии у Управления Росреестра оснований для государственной регистрации права собственности Общества на спорный земельный участок.

Суды исходили из следующего: Общество, став собственником всех помещений в здании, не обратилось с заявлением к органу, осуществляющему государственную регистрацию прав, и не избрало правовой режим многоквартирного дома как единого объекта, поэтому его право собственности на здание в целом и, как следствие, на сформированный под этим зданием участок, не возникло; право собственности Общества на расположенные в доме квартиры также как и его право на земельный участок, на котором был расположен разрушенный домом, в силу пункта 1 статьи 235 ГК РФ прекратилось и отсутствует.

Суд округа согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанций.

В кассационной жалобе Общество приводит следующие доводы.

В соответствии со статьей 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Частью 5 статьи 16 Закона № 189-ФЗ предусмотрено, что с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Как разъяснено в пункте 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу частей 2 и 5 Закона № 189-ФЗ земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно; каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

Согласно части 2 статьи 23 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

2.2
Основания прекращения права собственности на земельный участок приведены в статье 44 ЗК РФ

Основания прекращения права собственности на земельный участок приведены в статье 44 ЗК РФ.

Такого основания для прекращения права собственности на земельный участок как гибель (уничтожение) здания, расположенного на земельном участке, названная норма не содержит.

Многоквартирный дом и земельный участок, на котором этот дом расположен, разные объекты и гибель (уничтожение) дома не ведет к прекращению права частной собственности на земельный участок.

Согласно части 6 статьи 36 ЖК РФ в случае разрушения, в том числе случайной гибели, сноса многоквартирного дома собственники помещений в многоквартирном доме сохраняют долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором располагался данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и на иные предназначенные для обслуживания эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке, в соответствии с долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме на момент разрушения, в том числе случайной гибели, сноса такого дома; указанные собственники владеют, пользуются и распоряжаются предусмотренным данной частью имуществом в соответствии с гражданским законодательством.

После сноса многоквартирного дома Общество, являясь собственником всех расположенных в этом доме помещений (квартир), в силу части 6 статьи 36 ЖК РФ сохранило свои доли (8/8) в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором был расположен жилой дом, а значит, не утратило и право собственности на земельный участок под домом в целом.

Иное бы означало незаконное изъятие имущества (земельного участка) из собственности Общества.

Исходя из смысла статьи 244 ГК РФ с момента регистрации права собственности Общества на последнюю квартиру в указанном доме (26.09.2014) режим общей долевой собственности на многоквартирный дом и расположенный под ним земельный участок фактически прекратился по причине возникновения единоличного права собственности Общества на указанные объекты.

На момент обращения Общества в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации спорный многоквартирный дом разрушился, что подтверждается актом обследования, и избрание правового режима здания как единого объекта в целях последующей регистрации стало невозможным.

Статьей 20 Закона № 122-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, по которым в государственной регистрации права может быть отказано.

1-12
Статьей 20 Закона № 122-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, по которым в государственной регистрации права может быть отказано

Такое основание как отсутствие возможности зарегистрировать частную (индивидуальную) собственность на общее имущество в многоквартирном доме за одним лицом названной нормой не предусмотрено.

 

Необоснованный отказ в регистрации права собственности лишает Общество возможности пользоваться своими правами, предоставленными ему Конституцией Российской Федерации и законодательством как собственнику спорного земельного участка.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

о п р е д е л и л:

жалобу общества с ограниченной ответственностью «Териберский берег передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 17 января 2017 года на 14 часов 00 минут в помещении суда по адресу: Москва, Поварская улица, дом 15, зал № 3048 (подъезд 5).

Судья Верховного Суда

Российской Федерации И.Л. Грачева

Случай номер 2

ВЕРХОВНЫЙ СУД

судыРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело №64-АПГ 15-6

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 18 февраля 2016 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Александрова В.Н.,

судей Меркулова В.П., Никифорова СБ.

при секретаре Макаровой ТА.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению саморегулируемой организации некоммерческое партнерство по защите прав и законных интересов жилищно-коммунальных организаций «ЖКХ-Групп» о признании недействующими раздела 4 приложения к приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области от 29 апреля 2013 г. № 13 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению потребителями, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах населенных пунктов муниципальных образований: городской округ «Александровск-Сахалинский район» Сахалинской области, Анивский городской округ», городской округ «Долинский» Сахалинской области Российской Федерации, Корсаковский городской округ Сахалинской области, «Макаровский городской округ Сахалинской области, «Невельский городской округ» Сахалинской области Российской Федерации, Поронайский городской округ, городской округ «Смирныховский», «Томаринский городской округ» Сахалинской области, «Тымовский городской округ», Углегорский муниципальный район, «Холмский городской округ», городской округ «Город Южно-Сахалинск при отсутствии приборов учета» и примечания к приложению в редакции приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области от 3 июля 2015 г. № 21, с учетом изменений, внесенных приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области от 3 сентября 2015 г. № 30, а также о взыскании судебных расходов, по апелляционной жалобе саморегулируемой организации некоммерческое партнерство по защите прав и законных интересов жилищно-коммунальных организаций «ЖКХ-Групп» на решение Сахалинского областного суда от 18 сентября 2015 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано, и дополнительное решение от 12 октября 2015 г., которым в удовлетворении административного иска о взыскании судебных расходов отказано.

198970Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей Беленькой ОС Зубакиной М.А., Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области Медведева СМ., Короля АН., пояснения специалистов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Калиновой КВ., Дадонова Д.А заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

УСТАНОВИЛА:

саморегулируемая организация некоммерческое партнерство по защите прав и законных интересов жилищно-коммунальных организаций «ЖКХ Групп» (далее – СРО НП «ЖКХ-Групп», партнерство) обратилось в Сахалинский областной суд с заявлением о признании недействующими раздела 4 приложения к приказу Министерства энергетики и жилищно коммунального хозяйства Сахалинской области от 29 апреля 2013 г. № 13 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению потребителями, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах населенных пунктов муниципальных образований городской округ «Александровск-Сахалинский район» Сахалинской области Анивский городской округ», городской округ «Долинский» Сахалинской области Российской Федерации, Корсаковский городской округ Сахалинской области, «Макаровский городской округ» Сахалинской области, «Невельский городской округ» Сахалинской области Российской Федерации Поронайский городской округ, городской округ «Смирныховский», «Томаринский городской округ» Сахалинской области, «Тымовский городской округ», Углегорский муниципальный район, «Холмский городской округ», городской округ «Город Южно-Сахалинск при отсутствии приборов учета» и примечания к приложению в редакции приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области от 3 июля 2015 г. № 21, с учетом изменений, внесенных приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области от 3 сентября 2015 г. № 30, а также о взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 4 500 руб.

Оспариваемым приказом Министерство энергетики и жилищно коммунального хозяйства Сахалинской области по заявлению ресурсоснабжающей организации обособленного подразделения «Энергосбыт» открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Сахалинэнерго» (далее – ОН «Энергосбыт ОАО «Сахалинэнерго») утвердило нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению потребителями, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах населенных пунктов муниципальных образований «Александровск-Сахалинский район Сахалинской области, Анивский городской округ», городской округ «Долинский» Сахалинской области Российской Федерации, Корсаковский городской округ Сахалинской области, «Макаровский городской округ Сахалинской области, «Невельский городской округ» Сахалинской области Российской Федерации, Поронайскии городской округ, городской округ «Смирныховский», «Томаринский городской округ» Сахалинской области, «Тымовский городской округ», Углегорский муниципальный район, «Холмский городской округ», городской округ «Город Южно-Сахалинск согласно приложению к приказу.

Разделом 4 приказа установлены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирном доме.

Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях и на общедомовые нужды определены методом аналогов на основании сведений, представленных ОП «Энергосбыт ОАО «Сахалинэнерго». Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек определены расчетным методом.

суды
Разделом 4 приказа установлены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирном доме

Согласно примечанию к приказу в расчетах использована общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определенная как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме: площади межквартирных лестничных площадок лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.

Приказ от 29 апреля 2013 г. № 13 опубликован 15 мая 2013 г. в газете «Губернские Ведомости», № 82, а также размещен на официальном сайте Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области в сети Интернет.

СРО НП «ЖКХ-Групп» является саморегулируемой организацией действующей на территории Дальневосточного федерального округа, которая осуществляет защиту прав и законных интересов организаций, управляющих многоквартирными домами, и в силу части 3 статьи 6 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» имеет право от своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти Российской Федерации органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения.

По мнению заявителя, приказ от 29 апреля 2013 г. № 13 в оспариваемой части содержит противоречия нормам федерального законодательства имеющим большую юридическую силу.

В обосновании заявленных требований партнерство указало, что в расчете нормативов электроснабжения на общедомовые нужды Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области использовало не общую площадь всех помещений входящих в состав общего имущества собственников согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, а только площадь тех помещений, которая применяется при расчетах нормативов на холодное и горячее водоснабжение на общедомовые нужды согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».

Согласно изменениям, внесенным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 г. № 344 в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев.

Судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.

zhitelyu-voronezhskoj-oblasti-grozyat-ispravitelnye-raboty-za-oskorblenie-sudi
Судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям

В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

В силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

В рассматриваемом случае нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях и на общедомовые нужды рассчитаны методом аналогов в порядке пункта 21 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (далее – Правила).

ОПРЕДЕЛИЛА: решение Сахалинского областного суда от 18 сентября 2015 г. и дополнительное решение от 12 октября 2015 г. отменить, апелляционную жалобу саморегулируемой организации некоммерческое партнерство по защите прав и законных интересов жилищно-коммунальных организаций «ЖКХ-Групп» – удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу раздел 4 приложения к приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области от 29 апреля 2013 г. № 13 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению потребителями, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах населенных пунктов муниципальных образований городской округ «Александровск-Сахалинский район» Сахалинской области Анивский городской округ», городской округ «Долинский» Сахалинской области Российской Федерации, Корсаковский городской округ Сахалинской области, «Макаровский городской округ» Сахалинской области, «Невельский городской округ» Сахалинской области Российской Федерации Поронайскии городской округ, городской округ «Смирныховский», «Томаринский городской округ» Сахалинской области, «Тымовский городской округ», Углегорский муниципальный район, «Холмский городской округ», городской округ «Город Южно-Сахалинск при отсутствии приборов учета» и абзаца 3 примечания к приложению в редакции приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области от 3 июля 2015 г. № 21, с учетом изменений внесенных приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области от 3 сентября 2015 г. № 30.

Источники:

  • http://www.center-kgh.ru/upravlenie-mnogokvartirnymi-domami/obshhee-imushhestvo-v-mnogokvartirnom-dome/
  • https://bashprok.ru/the_prosecutor_explained/10646.php
  • http://www.zakonrf.info/suddoc/c0092bb79db53d129e0110f19bc81049/
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
NedvigInform
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector