Что такое земли запаса

Время на прочтение статьи = 35 минут

Доброго времени суток!

За время своей практики я не раз сталкивался с вопросами о владении земельными участками. Каждый, кто хоть раз приобретал или получал земельный участок, слышал такое понятие — земли запаса.

Итак, в следующей статье я расскажу вам, уважаемые читатели, о прямом назначении земель запаса, а также о нюансах их перевода в другую категорию земель.

Земли запаса

К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель для сельскохозяйственного производства в составе земель сельскохозяйственного назначения. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.

Использование этих земель может производиться только в том случае, если в этом возникла крайняя необходимость, а участки были переведены в другую категорию земель в соответствии с положениями действующего законодательства с учетом возможных целей его использования.

Земли, принадлежащие к категории земель запаса, являются особым объектом в сфере земельных правоотношений, так как до своего перевода в другую категорию не могут эксплуатироваться, а также не могут быть переданы в собственность физическим или юридическим лицам. Однако, если процедура перевода в другую категорию осуществлена, участок может использоваться в зависимости от его нового целевого назначения.

Понятие и общая характеристика правового режима земель запаса

Земли запаса
Согласно ст. 96 ЗК землями запаса являются все земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду

В отличие от земель сельскохозяйственного назначения, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения, природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, земель лесного и водного фондов есть земли, основное целевое назначение которых еще не определено. Такими землями являются земли запаса, которые земельное законодательство выделяет в качестве отдельной категории земель.

Согласно ст. 96 ЗК землями запаса являются все земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду. Причина того, почему эти земли не используются на указанных основаниях, заключается в отсутствии их основного целевого назначения. Это один из критериев определения земель данной категории.

К землям запаса ЗК относит также земли, право собственности, владения и пользования которыми прекращено в соответствии со ст. 39—44 ЗК.Поскольку ст. 39, 40, 42 и 44 ЗК ныне признаны недействующими, то в категорию земель запаса могут быть переведены лишь земельные участки, ранее находившиеся в аренде (ст. 41) и использовавшиеся в качестве служебного земельного надела, в связи с прекращением права пользования им (ст. 43), а также земельные участки, права на которые прекращены по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

В состав земель запаса могут быть также включены при определенных условиях иные земельные участки в соответствии с Положением о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 555 (в ред. от 27 декабря 1994 г.)*. Так, земли, выведенные из хозяйственного оборота в результате консервации, сохраняются за собственниками земли, землевладельцами, землепользователями либо переводятся в земельный запас.

Земли запаса находятся в государственной или муниципальной собственности. Эти земли могут использоваться согласно ст. 45 ЗК для геодезических, геологосъемочных, поисковых, кадастровых, землеустроительных и других исследований и изысканий. Такие работы проводятся на всех землях независимо от их целевого назначения, в установленном порядке, в том числе и на землях запаса.

К землям запаса относятся также земли, включенные в специальный фонд земель, фонд перераспределения земель и целевой земельный фонд.Основным признаком правового режима земель этих фондов является то, что конкретное целевое назначение земельных участков, входящих в их состав, так же не установлено. Земельные участки из состава этих фондов могут быть предоставлены для сельскохозяйственного использования, жилищного строительства, размещения поселений и т.д.

Особенности регулирования земель запаса в Российской Федерации

запаса
Земли запаса выделены в самостоятельный вид земель

Чмыхало Е. Ю., Петросян М. А. Особенности регулирования земель запаса в Российской Федерации [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 150-152.

Земли запаса выделены в самостоятельный вид земель. Они представляют собой земли, которые находятся в муниципальном либо государственном владении и не являются предоставленными частным либо юридическим лицам. Исключение составляют земли фонда перераспределения земель.

Этой разновидности земель не отводится конкретная цель использования, поэтому такие угодья играют роль резерва и при надобности пополняют земли других категорий. Земли запаса — это земли, которые не предоставлены гражданам и юридическим лицам для какого-либо вида хозяйственного или иного использования на предусмотренных ЗК РФ правах, находящиеся в одной из форм публичной собственности на землю.

В ходе процедуры разграничения государственной собственности на землю к числу федеральных земель могут быть отнесены земли запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности РФ. Прежде ЗК 1991 г. к землям запаса относил все земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду.

Имелись в виду земли, не предоставленные в правообладание гражданам и юридическим лицам, поскольку они в действительности имели собственника в лице российского государства.
кодекс рф
Согласно ст. 80 Кодекса фонд перераспределения земель формируется из земель сельскохозяйственного назначения, поступивших в этот фонд

Статья 103 Земельного кодекса РФ к землям запаса относит земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения, формируемого по правилам ст. 80 Земельного Кодекса.

Так же стоит добавить, что использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию. Последнее в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ с 1 апреля 2010 года можно будет дополнить словами «, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, и иных предусмотренных федеральными законами случаев». Понятие земель запаса, сформулированное в ст. 103 Кодекса, содержит двусмысленную оговорку: «за исключением земель фонда перераспределения, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса».

И становится не вполне ясно, откуда исключается фонд перераспределения — из земель запаса или из земель, не предоставленных гражданам и юридическим лицам. Согласно ст. 80 Кодекса фонд перераспределения земель формируется из земель сельскохозяйственного назначения, поступивших в этот фонд:

  • при добровольном отказе от земельного участка;
  •  если нет наследников на земельный участок;
  • при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных законом.

Регулирование фонда перераспределения в самостоятельной статье Кодекса и исчерпывающий перечень оснований для его формирования только из земель сельскохозяйственного назначения свидетельствуют о самостоятельности фонда перераспределения земель как правовой категории, которую не следует отождествлять с землями запаса.

Этот фонд имеет автономный правовой режим, определяющий, в частности, правила его использования.

В отличие от фонда перераспределения, который может использоваться только для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (ст. 78 Кодекса), использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.

Земли запаса можно разделить на государственные и муниципальные. Государственные земли запаса, в свою очередь, можно и нужно подразделять на земли федерального запаса и земли запаса субъектов Федерации.

Такое подразделение объясняется фактом реального существования земель запаса на территориях, находящихся в ведении Российской Федерации, субъектов Федерации и даже на поселенческих территориях, отнесенных к ведению муниципальных образований.Земельные участки в составе земель запаса могут быть отнесены к собственности Российской Федерации в зависимости от определенных условий.

Таких условий два:

  • расположение на земельных участках недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности;
  • расположение на земельных участках приватизированного недвижимого имущества, находившегося до его приватизации в собственности Российской Федерации.

Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов РФ возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав земель запаса в границах муниципальных образований, если на этих землях располагается:

  • недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов РФ;
  • приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов РФ. Остальные земельные участки, включенные в состав земель запаса в границах муниципальных образований, относятся к муниципальной собственности, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности. Значительное количество земель запаса сосредоточено в отдаленных, мало освоенных районах Российской Федерации (на Дальнем Востоке, в Сибири и др.). Кроме того, земли запаса имеются также во всех районах европейской части России.

Для использования они могут переводиться во все предусмотренные земельным законодательством категории в целях развития разных отраслей экономики и предоставляться гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном земельным законодательством.

запас
Территориальное размещение земель запаса является переменной категорией

Как правило, земли запаса — это территории земельной поверхности, в силу каких-либо обстоятельств не использующиеся в хозяйственной деятельности. Нахождение в запасе — это «время ожидания своего часа», которое наступит, когда обществу для его многоцелевых нужд станут необходимы свободные земли.

Территориальное размещение земель запаса является переменной категорией. Площадь земель запаса в силу различных оснований периодически уменьшается либо иногда возрастает. Будучи временно невостребованными для хозяйственной деятельности либо гражданского оборота, земли запаса не могут считаться ничейными, бросовыми либо бесхозяйными.

У них имеется собственник — российское государство в целом либо отдельный субъект Федерации или муниципальное образование. Это означает, что данные земли граждане и юридические лица не могут занимать без надлежащих правовых оснований, то есть самоуправно. Между тем на практике земли запаса нередко используются временно, случайными пользователями, например гражданами, проживающими на соответствующей территории.

Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, имеющих государственную и муниципальную форму собственности, и использовать на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Для использования земель в целях прогона скота, охоты и некоторых иных нужд предоставления земельных участков конкретным гражданам и юридическим лицам не требуется.

Местные органы обычно мирятся с этим, поскольку земельные участки не используются под капитальные сооружения. Огороды же, которые на них традиционно располагаются, не создают у местных органов каких-либо хозяйственных проблем. Если земельный участок потребуется для государственных или муниципальных нужд, то он занимается без возмещения затрат нелегальным пользователям.

Фактическое занятие и использование земель по законодательству признается административным правонарушением и не может рассматриваться как основание для правообладания земельным участком.

Senior land surveyor with theodolite
Земли запаса, являясь государственной или муниципальной собственностью, подлежат государственному земельному учету

Нарушители, помимо привлечения к установленным видам юридической ответственности, не приобретают право на возмещение затрат, произведенных в результате самовольного использования земель запаса (п. 2 ст. 76 Кодекса). Земли запаса, являясь государственной или муниципальной собственностью, подлежат государственному земельному учету.

Сведения о них заносятся в кадастровую документацию. С заявлением об их учете должны обращаться в государственные или муниципальные органы, в ведении которых находятся названные земли. ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в ст. 13 предписывает: «Перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию».

Акт принимается Правительством РФ, исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления в течение определенного времени со дня поступления ходатайства о переводе земельного участка из одной категории в другую. Кроме того, в акте о переводе земель или земельных участков необходимо указать основания изменения категории земель.

Земли запаса, как временно не используемые для хозяйственной деятельности участки сходны с землями, исключенными из хозяйственного оборота в целях их консервации.

Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота, утвержденное постановлением Правительства РФ от 02.10.2002г. N 830 Консервация применяется к землям, подвергшимся негативным (вредным) воздействиям, в результате которых происходит деградация земель и ухудшение экологической обстановки, а также загрязненных земель, использование которых приводит к негативному воздействию на здоровье человека, в том числе:

  • земель, подвергшихся водной и ветровой эрозии, воздействию селей, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, а также земель в районах Крайнего Севера, занятых оленьими пастбищами, с сильно нарушенным почвенно-растительным покровом;
  • земель, имеющих просадки поверхности вследствие использования недр или естественных геологических процессов;
  • земель, загрязненных радиоактивными веществами, нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами и другими токсичными химическими веществами, биологическими веществами и микроорганизмами свыше предельно допустимых концентраций вредных веществ (микроорганизмов), включая земли, на которых в результате радиоактивного, химического или биогенного загрязнения не обеспечивается производство продукции, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с принятым решением об их консервации, сохраняются за собственниками земельных участков, землевладельцами, землепользователями и арендаторами земельных участков либо переводятся в земли запаса в случаях, установленных законодательством РФ. [3] Статья 14 ЗК предусматривает одно из оснований перевода земельных участков в категорию земель запаса.

1234
Земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, подлежат ограничению в использовании, исключению из категории земель сельскохозяйственного назначения

Так, земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключению из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации.

На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции. Земли запаса в юридической литературе часто называют неосвоенные земли, а также земли, которые перешли в государственную и муниципальную собственность при прекращении прав граждан и юридических лиц на землю.

Земли запаса могут использоваться для геодезических, геолого-съемочных, поисковых, кадастровых, землеустроительных и некоторых других исследований и изысканий. Также они могут быть использованы для нужд отгонного животноводства, например черные земли, т. е. земли, не покрываемые устойчивым снежным покровом и потому удобные для пастьбы скота в зимнее время. За счет земель запаса создается земельный фонд для расселения беженцев и вынужденных переселенцев.

Формирование целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев проводится органами исполнительной власти субъектов РФ за счет фонда перераспределения земель, земель запаса, передачи земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также путем приобретения земельных участков и земельных долей, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, за счет средств федерального бюджета, выделяемых на осуществление миграционных программ.

Выявление необходимых земельных участков для дальнейшего предоставления их беженцам и вынужденным переселенцам производится с учетом, в частности: наличия площадей фонда перераспределения земель и земель запаса, пригодных для расселения и обустройства беженцев и вынужденных переселенцев; наличия свободных территорий в границах городов, поселков и сельских поселений.

Площадь фонда определяется с учетом обеспечения максимально возможного числа беженцев и вынужденных переселенцев, желающих при поселении получить земельные участки для индивидуального жилищного строительства, организации личного подсобного хозяйства, крестьянских (фермерских) хозяйств.

Регулирование использования земель запаса и специального фонда земель

Земли запаса находятся в ведении сельских, поселковых, городских, районных местных администраций. Эти органы наделены действующим законодательством полномочиями по предоставлению земельных участков из состава земель запаса для использования их в соответствующих целях.

Так, ст. 60 ЗК предусматривает, что гражданам, не являющимся членами колхозов, работниками сельскохозяйственных предприятий, земельные участки для организации крестьянского (фермерского) хозяйства предоставляются из земель запаса либо из специального фонда земель. Земельные участки для коллективного и индивидуального огородничества, сенокошения и выпаса скота предоставляются местными администрациями из земель запаса в аренду (ст. 68 ЗК).

В случае недостатка у них земель для выделения их в качестве служебных земельных наделов организации ходатайствуют перед местными администрациями о дополнительном предоставлении земельных участков для этих целей (ст. 85 ЗК). Служебные земельные наделы могут быть выделены из состава земель запаса.

Регулирование использования земель фонда перераспределения

Местная администрация
Местная администрация вправе организовать продажу земель фонда перераспределения по конкурсу, передачу в аренду с правом последующего выкупа

В соответствии с п. 5 Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»* в фонды перераспределения земель включаются участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, в том числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий.

* ВВС РСФСР. 1992. № 1. Ст. 53.

Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»* (ст. 14) предусматривает, что орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления или органом исполнительной власти субъекта РФ, в ведении которых находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков. Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставления земельных участков.

* СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1801.

Местная администрация вправе организовать продажу земель фонда перераспределения по конкурсу, передачу в аренду с правом последующего выкупа. При проведении конкурсов и передаче в аренду преимущественные права покупки предоставляются гражданам, ранее использовавшим земельные участки на правах аренды, членам трудовых коллективов, выходящим из колхоза или совхоза с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства, а также другим работникам этих хозяйств.

Оставшиеся нераспределенными земли передаются или продаются по нормативной цене, а при наличии нескольких претендентов — на аукционах гражданам и юридическим лицам (п. 5 Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»).
Согласно п. 7 Указа Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» (в ред. от 25 января 1999 г.)* руководителям и специалистам сельскохозяйственных органов, специалистам сельскохозяйственного профиля органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ, а также руководителям и специалистам, проработавшим в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных организациях не менее пяти лет, разрешено получать земельные участки в собственность бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и использования в иных целях в соответствии с законодательством РФ за счет свободных земельных паев хозяйств и фонда перераспределения земель на условиях, предусмотренных для бесплатной передачи земельных участков или земельных долей гражданам — сельским товаропроизводителям.

* СЗ РФ. 1996. № 11. Ст. 1026; 1999. № 5. Ст. 651.

подписывать документ
Для реализации положений данного Указа Президента РФ постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 12 июля 1993 г. № 659 утверждено Положение о порядке проведения инвентаризации земель (в ред. от 27 декабря 1994 г.)

Указ Президента РФ от 23 апреля 1993 г. № 480 «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» (в ред. от 25 января 1999 г.)* обязал органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивать выделение земельных участков для организации крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства из фондов перераспределения земель по мере поступления заявок в первую очередь военнослужащим, уволенным в запас, и членам их семей.

* САПП РФ. 1993. № 17. Ст. 1452.

Для реализации положений данного Указа Президента РФ постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 12 июля 1993 г. № 659 утверждено Положение о порядке проведения инвентаризации земель (в ред. от 27 декабря 1994 г.)*. Положение предусматривает, что инвентаризации подлежат земли всех категорий, не используемые в сельскохозяйственном производстве. При инвентаризации выявляются: соответствие документов, удостоверяющих права юридических лиц на землю, фактически используемым земельным участкам; неиспользуемые либо используемые не по целевому назначению земельные участки; нарушенные и отработанные земли, подлежащие рекультивации; земли лесного фонда, не покрытые лесом, а также покрытые кустарником, малоценными лесными породами, расположенные за пределами пригородных зеленых зон и других особо охраняемых территорий. На основании проведенных работ устанавливаются возможность и условия, в частности передачи неиспользуемых земель в состав земель запаса.

Регулирование использования целевого земельного фонда

Указом Президента РФ от 16 апреля 1996 г. № 564 «Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы» (в ред. от 13 июня 1996 г.)*. Правительству Российской Федерации было поручено установить в месячный срок порядок формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в РФ, и определить режим использования включенных в этот фонд земель.

* СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1955.

Несмотря на то что в названии этого фонда фигурирует термин «целевой», целевое назначение земельных участков, включенных в его состав, не определено. Указанный термин используется не для определения целевого назначения земель, а для определения категории лиц, которым могут предоставляться земельные участки для использования.

совет
Целевой земельный фонд создается органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по представлению территориальных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству на основе предложений казачьих обществ

Положение о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования утверждено постановлением Правительства РФ от 8 июня 1996 г. № 667. Целевой земельный фонд создается органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по представлению территориальных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству на основе предложений казачьих обществ.

Фонд формируется с целью предоставления земельных участков казачьим обществам для расширения их состава, размещения поселений в приграничных районах РФ и сельскохозяйственного использования, включая производство и поставку членами казачьих обществ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд.
Целевой земельный фонд может создаваться за счет земель запаса; земель фонда перераспределения; земель, право собственности, владения и пользования которыми прекращается в соответствии с земельным законодательством РФ. При формировании целевого земельного фонда не должны нарушаться права граждан, не являющихся членами казачьих обществ, на получение земельных участков в собственность, пожизненное наследуемое владение, пользование или аренду.

Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления по предложениям территориальных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству принимают решение о создании целевого земельного фонда; определяют состав и содержание работ по формированию целевого земельного фонда; принимают решение о включении земельных участков в целевой земельный фонд и устанавливают режим их использования.

Режим использования земель, включенных в целевой земельный фонд, должен предусматривать следующие условия: предоставление земельных участков казачьим обществам и их членам для целей, определенных указанным Положением, в порядке, установленном земельным законодательством РФ и субъектов РФ; соблюдение ранее установленных специальных режимов использования земель; возможность предоставления земельных участков до их востребования для нужд казачьих обществ гражданам, не являющимся членами казачьих обществ, и юридическим лицам во временное пользование или краткосрочную аренду без права строительства объектов недвижимости.

Земельные участки, включенные в целевой земельный фонд, предоставляются по предложениям территориального войскового казачьего общества:

  • хуторским, станичным, городским и приравненным к ним иным казачьим обществам в размерах, определяемых в каждом случае:
    для размещения поселений в приграничных районах РФ на праве бессрочного (постоянного) пользования — на основе проектно-технической документации, утвержденной в установленном законодательством РФ порядке;
  • для коллективного сельскохозяйственного использования на праве бессрочного (постоянного) пользования — исходя из взятых членами казачьих обществ обязательств по производству и поставкам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд и с учетом наличия у казачьего общества и его членов бесплатно полученных для этих целей земель;
  • членам казачьих обществ для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства в собственность или пожизненное наследуемое владение — по нормам, установленным органами местного самоуправления.

Нераспределенные земли целевого земельного фонда являются землями казачьего войскового резерва и дальнейшее их использование должно осуществляться в соответствии с установленным режимом использования земель по согласованию с соответствующим территориальным войсковым казачьим обществом.

Постановлением Правительства РФ от 14 марта 1995 г. № 249 было утверждено Положение о порядке формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и режиме его использования (в ред. от 18 сентября 1995 г.)*. Формирование целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцевпроводится органами исполнительной власти субъектов РФ за счет фонда перераспределения земель, земель запаса, передачи земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также путем приобретения земельных участков и земельных долей, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, за счет средств федерального бюджета, выделямых на осуществление миграционных программ.

* СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1060; № 39. Ст. 3772.

рф
Постановлением Правительства РФ от 14 марта 1995 г. № 249 было утверждено Положение о порядке формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и режиме его использования (в ред. от 18 сентября 1995 г.)

Земли фонда резервируются с целью их дальнейшего предоставления беженцам и вынужденным переселенцам для жилищного строительства, организации личного подсобного хозяйства, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов. Земельные участки для жилищного строительства резервируются, как правило, вблизи городов, поселков и сельских поселений.
Необходимые земельные участки выявляются для предоставления их беженцам и вынужденным переселенцам с учетом, в частности: наличия площадей фонда перераспределения земель и земель запаса, пригодных для расселения и обустройства беженцев и вынужденных переселенцев; наличия свободных территорий в границах городов, поселков и сельских поселений. Площадь фонда определяется с учетом обеспечения максимально возможного числа беженцев и вынужденных переселенцев, желающих при поселении получить земельные участки для индивидуального жилищного строительства, организации личного подсобного хозяйства, крестьянских (фермерских) хозяйств.

При установлении режима использования земель этого фонда, в частности, учитывается возможность предоставления земельных участков из состава фонда до востребования их для нужд беженцев и вынужденных переселенцев другим гражданам и юридическим лицам во временное пользование или в краткосрочную аренду без права строительства объектов недвижимости.

Согласно Указу Президента РФ от 2 февраля 1996 г. № 135 «О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»* органы исполнительной власти субъектов РФ должны обеспечивать бесплатное предоставление в установленном законодательством РФ порядке земельных участков под индивидуальное жилищное строительство для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в том числе из целевого земельного фонда, для расселения беженцев и вынужденных переселенцев, сформированного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 марта 1995 г. № 249.

* СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 537.

Таковы основные положения действующего земельного законодательства, определяющие правовой режим земель запаса.

Резервное назначение земель запаса

По площади эти земли занимают третье место после земель сельскохозяйственного назначения и земель лесного фонда: 100 млн га, или 6,5% всей земли страны, расположенных в основном в малонаселенных местностях Сибири, на Крайнем Севере, Дальнем Востоке. Как правило, это свободные, неосвоенные либо по каким-то причинам выбывшие из оборота земли, не включенные постоянно или временно в хозяйственную и иную эксплуатацию, служащие ближайшим либо отдаленным резервом для предоставления физическим и юридическим лицам в аренду, владение, пользование или собственность.

Земли запаса, в отличие от земель сельскохозяйственного назначения, поселений, промышленности и иных земель специального назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, лесного и водного фондов, – это земли, основное целевое назначение которых еще не определено.

К ним могут быть отнесены земли (земельные доли), выкупленные у их собственников органами государственной власти или местного самоуправления, а также земли, право обладания которыми прекращено по решению судов или компетентных государственных и муниципальных органов, при добровольном отказе от земельного участка, по истечении срока предоставления участка, изъятии участка за нарушения земельного законодательства и в случае отказа сельскохозяйственной коммерческой организации от использования невостребованной доли.

Земли запаса – не бросовые, не бесхозяйные, они подлежат государственному кадастровому учету, могут иметь федеральное, региональное и местное значение. Такие земли есть везде и находятся в постоянной динамике, переходя в другие категории земель и непрерывно в целом уменьшаясь, будучи вовлекаемыми в хозяйственный оборот и целевое использование, – но в отдельных местах увеличиваясь ввиду изменяющихся обстоятельств землепользования.

Выделение земель запаса

Выделение земель запаса
Земли запаса могут использоваться для геодезических, геологосъемочных, поисковых, кадастровых, землеустроительных и некоторых других исследований и изысканий

Выделенные в отдельную категорию земель, получившие отражение в кадастровой документации земли запаса, не отнесенные ни к одной из других категорий, не могут использоваться долговременно и целенаправленно, однако должны подлежать учету, охране и, будучи зарезервированными, – планированию и проектированию. Не исключается их обработка под огороды, сенокошение, на этих землях возможно сооружение временных помещений. Земли запаса могут использоваться для геодезических, геологосъемочных, поисковых, кадастровых, землеустроительных и некоторых других исследований и изысканий.

 Согласно ст. 103 ЗК предполагается целенаправленное и долговременное использование бывших земель запаса лишь после перевода их в другую категорию земель в соответствии с установленным в ЗК порядком и Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Перевод земель не требуется, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий и в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Законодательством РФ предусматривается как включение в земли запаса различных видов и категорий земель, так и их использование.

В соответствии с Положением о консервации земель с изъятием их из оборота, утв. постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 № 830 земли, выведенные из хозяйственного оборота в результате консервации, могут переводиться в земельный запас.

На основании Положения о порядке проведения инвентаризации земель (утв. постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 12.07.1993 № 659) после проведения инвентаризации устанавливаются возможность и условия передачи неиспользуемых земель в состав земель запаса.

Комментарий к Статье 103 Земельного кодекса РФ

По площади земли запаса являются достаточно распространенной категорией (видом) земель (около 100 млн га, в основном в Сибири, на Крайнем Севере, Дальнем Востоке). В отличие от земель других категорий земли запаса — это земли, основное целевое назначение которых еще не определено и которые не предоставлены гражданам и юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель.

Земли запаса могут использоваться для геодезических, геологосъемочных, поисковых, кадастровых, землеустроительных и некоторых других исследований и изысканий. Законодательством РФ предусматривается как включение в земли запаса различных видов и категорий земель, так и их использование.

В соответствии с Положением о порядке консервации земель с изъятием их из оборота, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 830, земли, выведенные из хозяйственного оборота в результате консервации, могут переводиться в земельный запас.

На основании Постановления Совета Министров — Правительства РФ от 12 июля 1993 г. N 659 «Об утверждении Положения о порядке проведения инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам» после проведения соответствующей инвентаризации устанавливаются возможность и условия, в частности, передачи неиспользуемых земель в состав земель запаса.

За счет земель запаса может создаваться целевой земельный фонд для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. По Указу Президента РФ от 16 апреля 1996 г. N 564 «Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы» и Постановлению Правительства РФ от 8 июня 1996 г. N 667 «Об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования» этот фонд создается органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по представлению органов земельного кадастра (ныне — Росреестра) и на основе предложений казачьих обществ.

Статье 103 Земельного кодекса РФ
Законодательством РФ предусматривается как включение в земли запаса различных видов и категорий земель, так и их использование

Из земель запаса создается специальный фонд земель в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1999 г. N 718 «О резервировании земельных участков для строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог общего пользования» с планированием в государственном бюджете расходов на проведение топографической съемки местности и с разделением соответствующих границ земельных участков. За счет земель запаса создается земельный фонд для расселения беженцев и вынужденных переселенцев. Согласно Постановлению Правительства РФ от 14 марта 1995 г. N 249 «О порядке формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и режиме его использования» этот фонд создается органами исполнительной власти субъектов РФ для жилищного строительства, организации личного подсобного хозяйства, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.

В судебной практике встречаются дела о данной категории земель. ООО «Петропассаж» обратилось с иском к администрации г. Петрозаводска о признании недействительным постановления главы самоуправления г. Петрозаводска об изъятии земельного участка. Администрация и ООО «Петропассаж» заключили договор на аренду земельного участка, в соответствии с которым администрация (арендодатель) сдает, а общество (арендатор) принимает в аренду земельный участок для проектирования торгового центра с правом общества на организацию торговли на период проектирования, размером платы за аренду участка и со сроком ее внесения.

В договоре стороны предусмотрели срок и обязанность арендатора передать участок арендодателю после его окончания или прекращения действия по собственной инициативе. Вышеуказанный договор аренды прошел государственную регистрацию в соответствующем учреждении по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Впоследствии главой самоуправления г. Петрозаводска принято постановление об изъятии вышеуказанного участка у ООО «Петропассаж» и переводе высвобождаемого земельного участка в земли запаса. В качестве обоснования глава местного самоуправления сослался на прекращение договора аренды земельного участка в соответствии со ст. ст. 450, 610, 622 ГК РФ.

Полагая, что данное постановление незаконно, противоречит действующему гражданскому, земельному законодательству и принято с нарушением процедуры прекращения договорных отношений по аренде, установленной законом, общество обратилось с иском в суд.

В качестве квалифицирующих признаков для признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления законодатель выделил два взаимосвязанных признака — несоответствие такого акта закону или иным правовым актам и нарушение этим актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица (ст. 13 ГК РФ).

ГК РФ
Согласно п. 2 ст. 610 ГК РФ, в случае если договор считается заключенным на неопределенный срок, каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону при аренде недвижимого имущества за 3 месяца

После окончания срока договора ООО продолжало пользоваться земельным участком, а в соответствии с п. 2 ст. 621 ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока действия договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.

Согласно п. 2 ст. 610 ГК РФ, в случае если договор считается заключенным на неопределенный срок, каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону при аренде недвижимого имущества за 3 месяца. Администрация реализовала свое право и отказалась от договора аренды земельного участка, предупредив общество претензией о прекращении договора. Таким образом, договор аренды прекращен; данный факт не отрицается и ООО. Не нашли своего подтверждения и доводы общества о незаконности и нарушении его прав и законных интересов оспариваемым постановлением главы самоуправления.

Истцом не исполнена возложенная на него ст. 622 ГК РФ обязанность по возврату арендодателю земельного участка после прекращения договора аренды. Само постановление не прекращает вышеуказанный договор, поскольку он прекращен в установленном законом порядке, а только констатирует факт прекращения между ООО и администрацией арендных отношений и фиксирует факт перевода земельного участка в земли запаса.

Суд кассационной инстанции не усмотрел наличия квалифицирующих признаков, с которыми законодатель связывает признание недействительным акта местного самоуправления.

Оспариваемое обществом постановление не противоречит законам или иным правовым актам и не нарушает права и законные интересы ООО «Петропассаж». Указание же на то, что общество длительное время пользуется спорным земельным участком, на нем возведены строения и осуществлены строительные работы по проекту реконструкции, не находится в причинно-следственной связи с существом спора.

Источники:

  • http://zemkod.ru/glava-18/st-103-zk-rf
  • https://studme.org/61674/pravo/zemli_zapasa
  • http://lawtoday.ru/razdel/biblo/zem-prav/DOC_083.php
  • https://moluch.ru/conf/law/archive/141/7959/
Добавить в закладки
Голосовать ПРОТИВГолосовать ЗА 0
Загрузка...
Добавить комментарий